Валерий Кульченко. «Острова памяти». Часть 25

Валерий Кульченко. В мастерской. Вымоем старые кисти.

В мастерской. Вымоем старые кисти.

Поручик Ромахов  с художником Кульченко ведёт разговор об искусстве. Не ведает, не знает о том, что клей столярный, на плитке в мастерской, горит, подгорает и воняет давно.
Ужасная картина для публики в зале — вонь невыносима и неизвестно откуда берётся она.

Спектакль «Нахалёнок» на грани провала. Вышел помреж на сцену и замер у рампы, зажимая нос платочком: «Прошу, извините» и , плача рыдая, почти как француз «месье и мадам» сказал он в прононс.
Как всегда слегка хмельной завхоз и вполне трезвый директор вызывают всех «на ковёр». В чём дело? Спектакль практически сорван давно. Где горит? Что за вонь? Ведь пахнет «говном»!

Помреж, худрук и завхоз и артисты с нюхом отменным нашли очаг где тлеет-горит. Хилая дверь была коллективно и дружно выбита и первым вскочил завхоз в небольшую комнатку-мастерскую «поручика» Ромахова, т. е. художника ТЮЗа.

«Вырубил» плитку и банку с тлеющим клеем столярным, залил водой и кинул в окно. Таким образом, афиша, эскизы декораций к спектаклю «Нахалёнок» — знаменитого писателя М.А.Шолохова  оказались спасенными  от пожара и забвения бдительной общественностью и дирекцией театра.

А в это время, ничего не подозревающий «поручик» втолковывал любопытным завсегдатаям пивной и одной девушке с фингалом под глазом: «Я вишу на всех заборах России!!!».

На недоуменные вопросы: »Как это может быть?», вразумлял, что имеются ввиду афиши к спектаклю «Нахалёнок» — автором которых он и являлся. Когда театр выезжал на гастроли по городам и весям российским, то афиша развешивалась на заборах и прочих общественных местах. Красочный портрет шустрого казачонка украшал рекламу — внизу подпись —  художник В.Ромахов.

Вот таким образом «поручик» тиражировался по всей России.

После разборки на «тройке» у директора ТЮЗа (завхоз, партком и профком) Ромахову Виталию работать в театре показалось тоскливо и даже тягостно. Тем более я (будучи принят в члены СХ совсем недавно) был от этой идеи в некоторой эйфории, всячески подбивал «поручика» бросить театр и подать заявление на вступление в СХ.
«Вымоем старые кисти!
Очистим грязные души!
Чтобы кисть была мягкой, упругой
Душа была чистой и нежной для друга!»
Задушевно декламировали мы друг другу это четверостишие.

Задумали взять рекомендацию в Союзе у Валентина Фёдоровича Щебланова тогдашнего председателя Ростовского отделения Союза Художников России (РОСХ).

Валентин Фёдорович после окончания в Москве художественного института имени В.И.Сурикова приехал в Ростов. Первая картина «Таманский поход» наделала много шума. Резонанс достиг стен Академии художеств. В Ростов срочно прибыл Президент Академии Художеств Серов.

Устроили в Ростовском областном музее изоискусств показательный разнос «крамольной» картины.

Автора — Валентина Фёдоровича исключили из Союза Художников на один год…Но это только прибавило авторитета молодому художнику среди местной творческой молодёжи!

И вот мы появились на пороге квартиры. Встретила нас жена — Юлия Львовна, мягко попросила: «Ребята, только недолго!»

Валентин Фёдорович был болен, принял нас, лёжа в постели. Мягкий желтоватый свет струился из настольной лампы. «Как погода на улице? Скоро зелёные листочки распустятся на тополях? »- спрашивал нас тихим голосом художник.

«Скоро, скоро! Уже грачи прилетели!» — закивали мы бородатыми образинами. И кто-то из нас уж совсем бестактно брякнул: «На днях на этюды собираемся на левый берег Дона».

«Но вы опаздываете, друзья!» — оживился Валентин Фёдорович.

«В это время Саврасов уже был на природе, в селе Молвитино, Ярославской губернии. Наблюдал как грачи вьют гнёзда» — продолжал беседу старший товарищ с молодёжью.
Визит к Валентину Фёдоровичу происходил в марте 1978 года.

А 18 апреля его не стало. Грусть и боль среди художников.

Потеря невосполнимая» Яркий представитель «сурового стиля»!

С его приездом в Ростов в конце 60-х годов местный союз художников стали сотрясать перемены и прежде всего в художественной творческой жизни! Впервые нарушена негласная инструкция: председателем СХ должен быть только партийный!

Беспартийный Щебланов, возглавив СХ в 70-ых годах прошлого столетия, круто взял курс на  омоложение творческого коллектива.

Это сейчас всё гладко пишется на бумаге, а тогда приём в СХ группы из 15-ти молодых живописцев, графиков  и скульпторов было подобно грому среди ясного неба над нашим местечком, над провинциальным болотом.

Гроб с телом Валентина Фёдоровича установили для прощания в новом выставочном зале на Береговой, 10.

Этот зал — детище Щебланова и совсем недавно он добился его открытия…

Только гораздо позднее до меня дошли со всей остротой детали последней встречи с художником: Щебланов с приходом весны связывал своё скорейшее выздоровление.

Почки на тополях распустились в клейкие листочки. «Зелёные знамёна весны» провожали в последний путь нашего Валентина Фёдоровича.

Валерий Кульчено. 21 марта 2015 г. Ростов-на-Дону.

Первая часть книги «Острова памяти».

Валерий Кульченко. «Острова памяти». Часть 2.

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 3

 Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 4

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 5

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 6

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 7

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 8

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 9

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 10

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 11. Самарканд

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 12. Фото на станции. 1948 год

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 13. Дорогой «Королёк»

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 14. Про главное

Острова памяти. Часть 15. «До свидания, горы меловые, до свидания, Набатов хуторок». 

Острова памяти. Часть 16. Карп серебристый.

 Острова памяти. Часть 17. «О, лето, летело тело…»

Валерий Кульченко. Часть 18. Острова памяти. 

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 19

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 20.

Валерий Кульченко. Острова памяти. Филимонов.  Часть 21.

Валерий Кульченко. Барабан и флейта. Часть 22.

Валерий Кульченко. Надпись на обратной стороне фото. Часть 23

Валерий Кульченко. О влиянии Тарковского на ростовские умы. Часть 24

Ирина Гуржиева. Окно, открытое в мир

Валерий Кульченко. «Острова памяти». Часть 25

Валерий Кульченко. Старый Ростов. Богатяновский спуск. Бумага, тушь, белила, кисть. 30 х 40, 1968 г.

Валерий Кульченко. Старый Ростов. Богатяновский спуск. Бумага, тушь, белила, кисть. 30 х 40, 1968 г.

Валерий Кульченко. Подсолнухи. Холст, масло. 50 х 40, 1997 г.

Валерий Кульченко. Подсолнухи. Холст, масло. 50 х 40, 1997 г.

Валерий Кульченко. Райские яблоки. Х., м. 50 х 70, 2010 г.

Валерий Кульченко. Райские яблоки. Х., м. 50 х 70, 2010 г.

Валерий Кульченко. Лодочки. Бумага, тушь, перо. 27 х 40, 1967 г.

Валерий Кульченко. Лодочки. Бумага, тушь, перо. 27 х 40, 1967 г.

Валерий Кульченко. Тет-а-тет. Картон, масло. 50 х 25, 2009 г.

Валерий Кульченко. Тет-а-тет. Картон, масло. 50 х 25, 2009 г.

Валерий Кульченко. Золотые клёны. Холст, масло. 40 х 30, 2010 г.

Валерий Кульченко. Золотые клёны. Холст, масло. 40 х 30, 2010 г.

Валерий Кульченко. Весенний ветер. Холст, масло. 50 х 60, 2006 г.

Валерий Кульченко. Весенний ветер. Холст, масло. 50 х 60, 2006 г

Валерий Кульченко. Старая дорога к Дону. Картон, темпера. 50 х 60, 2009 г.

Валерий Кульченко. Старая дорога к Дону. Картон, темпера. 50 х 60, 2009 г.