Валерий Кульченко. Ангел на окне мастерской. Острова памяти. Часть 40

IMG_0318

Предыдущая глава

Один из выпускников театрального отделения ростовского училища искусств, зачисленный в группу драмтеатра имени Горького —  Александр Кайдановский, вдруг, бросив всё, приехал в Москву и поступил в училище МХАТа.

А через месяц, когда уже закончились вступительные экзамены, пришёл к ректору училища имени Щукина Б.Захаве и попросил прослушать его.

Сразу же после прослушивания, Захава зачислил Кайдановского на первый курс…

Разговоры об актёре Александре Кайдановском велись в среде ростовских художников давно, но особенно — после фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Мосфильм, 1974 год).

Показанная в прокате и на центральном  ТВ, картина имела оглушительный успех у зрителя.

Кайдановский играл белогвардейца  ротмистра Лемке. Потрсала его фраза в финальной части фильма, брошенная в  лицо чекиста Шилова, перед саквояжем с драгоценностями: «Ну зачем тебе золото? Что ты собираешься с ним сделать? Ты можешь объяснить мне это?!».

Тоскливый, обречённый взгляд, не привыкшего проигрывать человека, прожигал экран, не оставляя равнодушным никого!

В мастерской на Университетском, у монументалиста Володи Бочарова этот текст неоднократно цитировался с надрывом, со слезой, не всегда трезвой.

А некоторые художники даже пытались изобразить фрагменты трагической мизансцены из фильма.

Валерий Кульченко. Авторское повторение рисунка 1980 г "Пеликан". Бумага, тушь, перо. 2015 г.

Валерий Кульченко. Авторское повторение рисунка 1980 г. «Пеликан в мастерской у Бочарова». Бумага, тушь, перо. 2015 г.

Володя Бочаров, уроженец села Горшечное Тульской области в 1961-65 годах учился в РХУ имени М.Б.Грекова, а затем продолжил образование в столице, в Строгановке.

Когда и где познакомились Бочаров и Кайдановский доподлинно неизвестно, но то, что шапочное знакомство переросло в дружбу — это я могу засвидетельствовать.

1979 год. Вот что рассказывал Бочаров художникам, в том числе и мне о съёмках «Сталкера». В картине Тарковского  Кайдановский играет роль человека, который кидает грузик с привязанным шнурком в зону — место исполнения сокровенных желаний. Вместе с актёрами Николаем Гринько и Анатолием Солоницыным, идёт интенсивная разведка этим нехитрым приспособлением, с риском для себя, чтобы попытаться  других сделать счастливыми.

Однажды в перерыве между утомительными съёмками, троица зашла в ближайший магазин купить сигарет.

Загримированные актёры, согласно сюжету — в мрачные тона, физиономии небриты, только белки глаз светились из-под лохм на голове, длинные полы плащей, заляпаны грязью, шарфы из чёрной марли, многократно обмотанные вокруг шеи, свисали  рваными краями почти до самого пола… А ещё залысины Солоницына и тёмные очки Кайдановского произвели ошеломляющий эффект на окружающих!

Продавщица потеряла дар речи, увидев колоритную группу, приняла их за грабителей, и, пискнув как мышка, спряталась под прилавок!

Немногочисленные покупатели, в основном, московские домохозяйки, стали потихоньку пятиться к выходу и — врассыпную от магазина! Некоторые неистово крестились.

Кайдановский и сотоварищи в одно мгновенье оказались в опустевшем торговом зале. Бери что хочешь!

Постояли в недоумении, пожали плечами, Кайдановский снял очки, посмотрели друг на друга и только тогда гомерический хохот потряс стены магазинчика. Бутылки ситро тихонько звякнули на полках.

Смеялись долго и до слёз. Продавщица осторожно выглянула из-под прилавка и поддержала компанию деликатным смешком…

Продолжение  готово Валерий Кульченко. Зимнее окно. Иней. 1975 год. Бумага. Монотипия. 30х21