Бумага пала. Вандализм!

В выставочном зале «Эксперимент» показывают собрание граффити.

На выставку «Бумажный вандализм» просто так не ходят. Нужно ходить концептуально. Я отправилась в обуви, разрисованной автором же — Сергеем Сапожниковым (спасибки журналисту Тимуру Лавронову за мысль).

Сергей Сапожников  – художник, фотограф и концептуалист. Образован дважды: факультет психологии ЮФУ в Ростове и институт проблем современного искусства в Москве.

Собирается учиться и дальше. В асприрантуре – по первому образованию.

Сергея занимает проблема катарсиса. Специализацией будет тема “Психология искусства”.

Из Ростова-на-Дону Сергей Сапожников  перебрался жить в Москву.

И в один чудесный день, но уже в северной столице, познакомился с режиссёром Йосом Стеллингом – «папой» современного голлан­дского кинематографа.  Одновременно у нашего земляка открылась выставка в  «Галерее д137», а в Центре Курехина  — на Первый ретроспективный фестиваль фильмов Йоса Стеллинга в России.

Стеллинг снял  «Иллюзиониста», «Стрелочника «, и «Душку» с Сергеем Маковецким и Оксаной Писанкой.

Но в данном случае важно, что он находился в городе Петра в тот момент, когда там был развёрнут вернисаж Сергея Сапожникова. И Сапожников предложил Йосу присмотреть картину в подарок. Так кино-голландец выбрал портрет Анатолия Солоницына (он моментально его узнал: они дружили).

А Сапожников и сам этот портрет сразу полюбил – как только его написал!

Cапожников «остался без сапог(а)», но зато с предложением поучаствовать в кино—процессе. В качестве фотографа. Новый фильм Стеллинг намерен снимать в России. С местом – то ли Питер, то ли Москва, сейчас определяются. Точно известно только то, что в главной роли снова будет Маковецкий и что фильм будет про 90-ые. А ещё у Стеллинга большой интерес к русской иконописи.

Кстати, Сапожников и портрет Солоницына срисовал с фотографии, опубликованной во втором томе книги “Страсти по Андрею”.

Как и других актёров, у Тарковского снимавшихся: Александра Кайдановского и Эрланда Йозефсона (“любимый актёр Бергмана, снявшийся у Тарковского в “Ностальгии” и “Жертвоприношении”).

В «Эксперименте»  выставлены фотографии всего, на что только можно было направить баллончик. И на что низзя. Например, поезда. Законопослушный (в данном случае) Сергей выставил часть детской железной дороги.

Сергей САПОЖНИКОВ, ХУДОЖНИК (г.Москва): “Граффити изначально — это политика. И мне интересны были радикальные жесты, связанные с левыми и правыми, богатыми и бедными.

Это отсыл не столько к искусству, сколько к протесту. У меня сейчас позиции протестовать нет. Я хочу показать, что это просто форма вандализма, который подразумевал живые баллончики, стены и противозаконную деятельность.

В Ростове действовала команда “905” — вот они скрывались и жёстко вандалили! О них, я думаю, помнят все!

Здесь ничего противоправного нет, но работает это точно так же.

У нас граффити переросло в дизайн. Проходит часто масса фестивалей, какие-то стены дают под роспись. А это уже не культура граффити, это уже коммерческие проявления.

По сути граффити превратились в декоративно-прикладное искусство, связанное с баллончиками.

У меня на выставке – жест, такой же радикальный, как в 70-ые годы, только форма другая”.

Сапожников решил, что «Для простых людей что на стене, что на бумаге граффити одинаково непонятно. «Это порча» и нанёс граффити на листы, на статьи из архитектурных журналов.

ДЕНИС ТРЕТЬЯКОВ, ЛИДЕР ГРУППЫ «ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА», РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕСС- ЦЕНТРА АГЕНТСТВА «ИНТЕРФАКС-ЮГ»: “Это не психология! Я бы назвал это нео-журналистикой. На готовом журналистском тексте – на журнальных страницах он взял и сформировал новую реальность.

Он попытался достать из текста то, чего там, возможно, и не было. Взглянул по-новому.

Это из области архивариусов и библиотечного дела.

Помнишь, раньше на книгах рисовали классные иллюстрации? В средние века, например. Это же очень похоже! Какая ж тут психология?

Есть такая «ризома»: текст разрывается и появляются новые смыслы. Мы все с детства рисовали на книжках, в тетрадках: крестики, звёздочки и т.д. Наш премьер-министр любит на заседаниях что-нибудь красивое изобразить, а потом это показывают по телевизору.

Когда человек о чём-то задумывается, он способен писать на любом материале, который оказывается под рукой. Другое дело,что художник пользуется красками.

Художник же не может рисовать авторучкой! Я увидел поверх текста животных. Мифических – так мне показалось. Они изображают то, что заложено в тексте”.

Сапожников говорит, что выставка — это желание «Якнуть». Не важно — красиво ли, главное, чтоб заметили.

Выставка продлится либо до конца июля, либо до конца августа. Точнее сказать невольможно, поскольку помещение “Эксперимента” всё ещё собираются снести. И только кризис, быть может, поменяет планы.

Галина Пилипенко сняла сюжет об этом и его можно смотреть на сайте «ДОН ТР»

На фото: зажатый смеющийся — Сапожников Сергей — между кузнецами Игорем Бронисталовия и Василием.