О Кайдановском

14 ноября (воскресенье) в СПБ в рамках IX фестиваля русского искусства «Петербургская осень» состоится День кино.

В программе — полная ретроспектива режиссёрских работ Александра Кайдановского, а также два фильма Льва Наумова, среди которых — премьера документальной картины «Чтобы помнили Герострата».

Собственно, Лев Наумов, мой друг, которого я уважаю и ценю — не только автор книги о Башлачеве, но и кинорежиссер, и исследователь творчества Кайдановского, среди всего прочего. И вот этот День кино — результат его изысканий и кропотливой работы.

Даже просто сказать, что Александр — великий русский актёр, это всё равно что ничего не сказать про него или, по крайней мере, упомянуть лишь одну его ипостась.
Создаётся впечатление, что Кайдановского-сценариста и Кайдановского-режиссёра (не говоря уже о Кайдановском-авторе песен) просто не существовало, тогда как последние десять лет жизни Александр занимался, главным образом, именно написанием сценариев и созданием собственных фильмов, а актёрское ремесло служило ему лишь источником их финансирования.
Ретроспективу филигранных режиссёрских работ этого мастера следовало бы провести уже много лет назад.

Хотя бы раз за те 15 лет, которые прошли с того момента, как его не стало. Однако этого не произошло. В результате плёнки с некоторыми его картинами пришли у ужасающее состояние на полках архивов, а копии его последнего фильма «Маэстро», судя по всему, вообще не было в нашей стране до недавнего времени. 14 ноября у вас будет уникальная возможность познакомиться с тем, что уже давно должно было быть известно и доступно широкой аудитории наряду с другими выдающимися произведениями киноискусства.

Было бы некорректно ставить киноопыты самого Лёвы в ряд с работами Кайдановского, но и те две картины, которые он снял, совершенно точно заслуживают внимания.

Первый сеанс — начало в 12:00
“Сад” (художественный, 32 минуты, Мосфильм, 1983)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Юрий Клименко
В ролях: Чин Го Пин, Витаутас Паукште, Леонид Плешаков, Иосиф Кавалерчик
Курсовая работа Александра Кайдановского на высших курсах сценаристов и режиссёров в мастерской С. Соловьёва. Фильм снят по рассказу Х.Л. Борхеса “Сад расходящихся тропок”. Картина стала лауреатом премии за лучшую режиссуру на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси.

“Иона, или художник за работой” (художественный, 36 минут, Мосфильм, 1984)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский при участии Георгия Рерберга
В ролях: Борис Плотников, Наталья Аринбасарова, Михаил Филиппов, Витаутас Паукште и другие.
Курсовая работа Александра Кайдановского на высших курсах сценаристов и режиссёров в мастерской С. Соловьёва. Фильм снят по одноимённому рассказу А. Камю.

“Простая смерть” (художественный, 65 минут, Ленфильм, 1985)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Юрий Клименко
В ролях: Алиса Фрейндлих, Валерий Приёмыхов, Витаутас Паукште, Михаил Данилов, Карина Моритц и другие.
Дипломная работа Александра Кайдановского на высших курсах сценаристов и режиссёров в мастерской С. Соловьёва. Фильм снят по мотивам повести Л.Н. Толстого “Смерть Ивана Ильича”. Картина стала лауреатом приза на кинофестивале в Малаге (Испания, 1988).
Второй сеанс — начало в 15:00
“Гость” (художественный, 80 минут, Мосфильм, 1987)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Сергей Юриздицкий
В ролях: Николай Исполатов, Леван Абашидзе, Леван Пилпани, Светлана Панфилова, Николай Кундухов
Фильм снят по мотивам рассказов Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” и “Евангелие от Марка”. Картина стала лауреатом призов на кинофестивалях в Локарно (Швейцария, 1988) и в Малаге (Испания, 1988).

“Жена керосинщика”

(художественный, 95 минут, Мосфильм, 1988)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Алексей Родионов
Композитор: Александр Гольдштейн
В ролях: Анна Мясоедова, Александр Балуев, Витаутас Паукште, Сергей Векслер, Евгений Миронов, Николай Исполатов, Михаил Данилов, Олег Шапко и другие.
Фильм является едва ли не единственным представителем жанра детективной притчи. Библейская история виртуозно переплетается с узнаваемыми реалиями. Картина стала лауреатом гран-при по разделу “странные фильмы” (присуждался также по разделу “фантастика”) на международном кинофестивале фантастического кино и фильмов ужасов в Авориазе (Франция, 1990), а также приза на XVII фестивале молодых кинематографистов киностудии “Мосфильм” (1990).

Оператор Алексей Родионов был номинирован на премию “Ника” за работу на этом фильме (1990).

Третий сеанс — начало в 18:00
Клип на песню группы “Alphaville” – “For a Million” (музыкальный, 10 минут, Wea Music Video, 1989)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Юрий Клименко
В ролях: Зарко Лаусевич, Миряна Якович, Таня Венчаловска
Клип, а точнее – маленький фильм, основан на идее Т. Гуэрры. Картина вошла в состав сборника “Songlines” (Западная Германия, 1989) наряду с другими клипами на песни альбома “The Breathtaking Blue” группы “Alphaville”. Сборник был выпущен в поддержку альбома.

“Маэстро” (документальный, 53 минуты, Рижский видеоцентр ,1989, 1991-1993)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Юрий Клименко
В ролях: Сергей Параджанов
Фильм-коллаж, посвящённый С. Параджанову. В картине интервью с режиссёром перемежаются с отрывками из его работ.

Клип на песню группы “Аквариум” – “Гарсон №2″ (музыкальный, 6 минут, 1995)
Режиссёр: Александр Кайдановский
Автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Юрий Клименко
В ролях: Борис Гребенщиков и другие
Клип на песню Б. Гребенщикова с альбома “Навигатор” (1995) является, пожалуй, самой известной и при том – последней режиссёрской работой А. Кайдановского.
Четвёртый сеанс — начало в 20:00
“9 12″ (художественный, 22 минуты, CAMEL Studio, 2008)
Режиссёр: Лев Наумов
Автор сценария: Лев Наумов
Оператор: Лев Наумов
Композитор: Кирилл Иванов
В ролях: Илья Дель, Филипп Захаренко
Как и во многих других фильмах, главный герой оказывается в безвыходной ситуации, которая толкает его на отчаянные поступки. Картина представляет собой попытку абстрагироваться от внешних обстоятельств и заглянуть во внутренний мир героя, переживающего, как ему кажется, катастрофу.

“Чтобы помнили Герострата” (документальный, ~80 минут, CAMEL Studio, 2010)
Режиссёр: Лев Наумов
Автор сценария: Лев Наумов
Оператор: Лев Наумов
Композитор: Михаил Журавлёв
Закадровый текст читает: Константин Арбенин
Фильм рассказывает историю о человеке, уничтожившем “чудо” для того, чтобы навсегда остаться в этой самой истории. Имя протопреступника Герострата давно стало нарицательным, а проявления деятельности его последователей – привычными. Григорий Горин написал пьесу “…Забыть Герострата”, чтобы люди, испокон веков имеющие обыкновение делать всё наперекор, вспомнили о нём…
На фестивале планируется премьерный показ фильма. Поскольку Кайдановский — ростовчанин, то этот материал я взят для сайта «Неофициальные новости Ростова-на-Дону»  у Кассандры за что огромное ей спасибо. Фото с CAMEL Studio

Комментарий Г.П.: » Сейчас интернетчик Максим пишет: «Сейчас смотрю одним глазом «Следствие ведут знатоки. Дело N6. Шантаж» (1972) и нашел сайт о Кайдановском и воспоминания о нем ростовчан
[url]http://www.kaidanovsky.ru/archives/tag/rostov-na-donu[/url]».

Пошла и посмотрела.
Не нашла там прекрасной статьи Медведева и фотки доски на доме Актёра, что в нашем переулке — Газетном!