Валерий Кульченко. Ангел на окне мастерской. Острова памяти. Часть 41

Лучше по-порядку: сначала — это.

1990 год. Ростов-на-Дону.

Евгений Петрович Гуськов — биолог, генетик, заведующий кафедрой биологии РГУ дружил с Александром Кайдановским. Когда был в командировке в первопрестольной по служебным и учёным делам, то обязательно находил время для встречи с актёром. А по приезде в Ростов заходил в мастерские на Университетском 111/113 поделиться впечатлениями.

В один прекрасный вечер он открыл двери моей  мастерской в особенно возбуждённом состоянии, глаза сияли из-под очков и лицо светлело в доброй улыбке.

Аккуратно поставил кейс (в простонародье «дипломат») на стул и присел на диван, осматривая стену в ателье, где я обыкновенно вывешивал что-нибудь новенькое из живописных опусов.

Зашли ещё несколько художников, зная — там где Евгений Петрович — всегда происходит что-то интересное и увлекательное. Вот и на сей раз учёный, сняв очки и протерев их платочком идеальной чистоты, водрузил их на место, начал нас просвещать: «Какой молодец Саша Кайдановский! Получив Гран-при во Франции на международном кинофестивале фантастических фильмов за картину «Жена керосинщика» (1988 г.), как режиссёр-постановщик, не потратил деньги на шмотки и жратву, а купил компьютер и привёз в Москву».

Евгений Петрович, поглаживая ухоженную бородку и улыбаясь, несколько раз повторял: «Ах какой молодец Саша! Молодец!».

Восторгам не было пределов!

Хотя, откровенно говоря, в те времена, в провинции, значение приобретения Кайдановского, художники (и не только они) не совсем понимали. Не все, а можно сказать многие, не предчувствовали, что мы стоим на пороге эры новых форматов общения: компьютеры, интернет, мобильные телефоны, цифровое фото и т.д. и т.д.

В данный момент служители прекрасного поцокали языками и одобрительно покивали лохматыми бородатыми головами, вожделенно поглядывая на кейс Гуськова.

Когда изящным движением руки учёного он был открыт, то композиция из четырёх бутылок чешского пива вызвала умиление присутствующих.

«Вот надо же! Как живут профессора, учёные люди! Не то что мы — творцы!» — приговаривали гости моей мастерской, попивая мелкими глотками чешское блаженство (сей продукт для наших апартаментов был редкостью).

Надо сказать, что члены Союза художников (в то время СССР) лукавили, говоря о своём бедственном положении. Ростовское отделение СХ и мастерские художественного фонда СССР в 70-90-х годах прошлого столетия были монополистами в красочном оформлении всевозможных событий, как революционных, так и светских (7 ноября, 8 Марта, Новый год, 1 мая, День Советской армии и так далее).

Триста художников-оформителей трудились в трёхэтажном здании на Тургеневской 16. Эта армия идеологического фронта надлежащим образом снабжалась красками, холстами, кистями, бумагой, картоном и т.п. изоматериалами из белокаменной и Ленинграда.

Живописцы, графики, скульпторы, монументалисты, дизайнеры, агитплакат Дона, комбинат прикладного искусства эстетически украшали жизнь ростовчан и области.

1961 год. Москва. Открыт Кремлёвский дворец съездов по проекту архитектора-академика Н.В.Посохина. Панно с портетом Ленина на занавесе зала заседаний выполено по эскизу А.А. Мыльникова (профессор, вице-президент АХ СССР).

Стилизованный образ вождя в технике флорентийской мозаики в скором времени трансформировался руками и фантазиями художников-умельцев на стены вестибюлей, кабинетов начальников, ленинских комнат и красных уголков, музеев трудовой и боевой славы, школ, больниц, детских садов, пионерских лагерей.. Нет числа объектов, украшенными на видном месте портретами Владимира Ильича, с лёгкой руки Мыльникова, выполненный в различных материалах и техниках: чеканка по меди и алюминию, маркетри из ценных пород дерева и т.д.

Валерий Кульченко. Ленин. 2015 г.

Это изображение вождя я сделал по памяти в апрельские дни 2015 года. Кормилец многих художников 70-ых годов и  последующих десятилетий, вплоть до распада СССР в 90-ые годы.

Смотрю я на рисунок и на память приходят слова Юрия Никулина в фильме «Когда деревья были большие»: «Помнят милые руки! Помнят родные!». Уместные здесь слова!

Сказано, что океан безбрежной ленинианы, разлился на просторах родины СССР! Надо ли заострять внимание, что В.И.Ленин был нашим поильцем и кормильцев в прямом смысле слова? Только не ленись! И не лезь сильно в бутылку, то есть в творчество.

Как весьма преуспевающая организация «Художественный фонд СССР» имел на левом берег Дона дачу. Приличный участок земли на 19 линии.

И вот, в одно летнее утро, я встретил там Кайдановского.

Продолжение