Анастасия Золотова о художнике Валерии Кульченко

Каждая встреча с Валерием Ивановичем Кульченко — праздник и отдых души… Я приезжала к нему на дачу, которая летом превращалась в мастерскую художника. Именно там он жил и писал в теплое время года — потрясающее место! Старенький одноэтажный дачный домик, мечта любого советского человека, очень ухоженный, аккуратненький, все чистенько и прохладно в летний зной, много зелени во дворе, создающей тень, и ростовский степной ветер давали ощущение свежести и на улице, где Валерий Иванович работал над картинам.

Анастасия Золотова. Букет.

И везде картины, картины, картины…. дописанные и нет…..

Анастасия Золотова. Бутылки

Валерий Иванович открывал калитку, и, как только я входила, появлялась Татьяна Петровна, стояла и улыбалась несколько в далеко, радушно приветствуя и приглашала идти пить чай в дом.

Попадая во двор я сразу оказывалась в особой атмосфере — атмосфере любви Валерия Ивановича и Татьяны Петровны… эта теплота, благородство, бережное отношение друг к другу, их любовь исходила от них обоих, соединялась и распространялась вокруг наполняя пространство и мне очень нравилась эта атмосфера.

Каждая на встреча, наше занятие по живописи, начиналась с того, что мы шли пить чай и после летнего зноя, в прохладе дома и за разговорами «как дела», чай казался особенно вкусным и насыщенным. Мы пили чай, беседовали… Мне очень нравилось, наблюдать за тем как общаются между собой Валерий Иванович и Татьяна Петровна. Для меня это один из прекрасных примеров отношений между мужчиной и женщиной. Во всем, даже в обсуждении и споре была забота, нежность и внимание, мне было приятно наблюдать за их общением и с ними обсуждать разные темы.

Обычно я приходила утром и уходила под вечер, так как занятия живописью переплетались с разговорами, чаепитием и это всё создавало творческий настрой, как будто все действия имели отношение к творчеству и живописи и время пролетало незаметно. Писали мы маслом и отношение к маслу у нас с Валерием Ивановичем совпадало, нам нравилось им работать, и нравилась сама консистенция масла, оно очень приятно рукам, на ощупь, оно теплое.

Я всегда переодевалась в другую одежду, фартук и старалась одевать перчатки, так как увлекаясь, всегда очень сильно пачкалась, и после работы было видно чем я занималась, даже лицо и волосы были в краске, что веселило Валерия Ивановича. Мы писали всё что видели, получалось очень незаурядно и интересно. Например, на старом подносе, с отколотым углом писали большую пустую бутылку которая давно стояла около сарая и на неё интересно падал свет. Вообще, Валерий Иванович невероятно подмечал прекрасное вокруг, он замечал в простых вещах красоту: «Смотри, смотри, смотри, какой камень красивый, неправильный такой и свет на него интересно как падает, и тень от листа винограда, давай скорее его изобразим пока свет не ушел»… и я бросала, то над чем работала и принималась за камень…

Анастасия Золотова. Пейзаж, написанный Настей.

Он видел прекрасное во всём мы писали камушки и траву, случайно упавшие предметы, всё что примечал Валерий Иванович.

Он очень вдохновлял меня и много хвалил… У меня неправильная техника, сначала, он пытался обучить парильной, но я начинала стараться, становилась напряженной и ничего не получалось или как то было всё скучно, поэтому Валерий Иванович сказал мне: «Так, мы не будем исправлять твою технику, пусть это будет особенность, крась так! У всех великих художников было что — то необычное. Главное получать удовольствие, видеть и чувствовать, а ты очень чувствуешь цвет….».

Очень много хвалил, мне это нравилось и хотелось еще больше стараться, ошибки указывал, конечно, тоже, но потом обязательно хвалил снова. Вообще Валерий Иванович один из самых добрейших людей, которые мне когда либо встречались, всегда улыбался, поддерживал меня, искренне радовался моим успехам в живописи и в жизни…. Никогда не брюзжал, не вел негативных разговоров, наоборот нейтрализова.

Всегда я выходила он него наплоенная каким-то светом, спокойствием, любовью к миру, я больше смотрела по сторонам и больше обращала внимание на что-то необычное, красивое … мне это и так было свойственно, но, как мне кажется, он развивал во мне эту способность — видеть красивое в простом, замечать необычное вокруг, наслаждаться прекрасными видами природы, неба и окружающего мира, прохожими и т.д.…

Последнее время мы редко встречались, мало занимались…. То много дел, то ограничения пандемии…. И, конечно, сейчас я об этом очень сожалею….так как мне не хватает его и как великолепного учителя и как потрясающего человека, общение с которым было очень интересно и заряжало меня на долго. Скучаю за этими впечатлениями, за этой творческой атмосферой спокойствия в действий — во время встреч никогда не было надрыва, всегда была размеренность, но при этом мы много обсуждали и делали … я благодарна что мне посчастливилось не просто учиться и работать вместе, но еще и дружить … очень теплая память о Валерии Ивановиче и, мне кажется, что он тоже ко мне относился с теплотой, искренне за меня переживал и поддерживал…. Я это чувствовала… Это бывает только у близких по духу людей… такие люди встречаются редко в жизни и это большая ценность и это останется на всегда…

Есть люди на земле, которые несут тепло

Дают тебе, дают себе

Свое добро….

Когда уходят в мир другой…

В душе оставят след…

Мастера вспоминала Анастасия Золотова кандидат медицинских наук, врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог — ученица Валерия Ивановича Кульченко