Валерий Кульченко. Луна над Волго-Доном.Самовар бабушки Кати. Острова памяти. Часть 38

Валерий Кульченко. Огород бабушки Кати. Графическая серия "Острова памяти". бумага, гелиевая ручка, 30 х40, 2005 год

Валерий Кульченко. Огород бабушки Кати. Графическая серия «Острова памяти». Бумага, гелиевая ручка, 30 х40, 2005 год

Начало

1862 год. Строительство железной дороги между Калачом-на-Дону и Царицыном на Волге. Первое упоминание об этом связано с выступлениями недовольных местных жителей против властей, нарушивших патриархальный уклад жизни и векового спокойствия.

Тем не менее, хутор Калач-на-Дону станицы Пятиизбянской приобрёл статус станции Донская Приволжской железной дороги.

Рубленый теремок вокзала, крыльцо с резными балясинами и колокол сохранились и по сей день. Пустырь привокзальной площади по углам увенчался парой деревянных двухэтажных домов, говорят, их построил купец Парамонов, который организовал в Калаче перевалку (ссыпку) зерна с барж прямо в вагоны. Я ещё помню деревянные береговые причалы —  в детстве с ребятишками мы с них рыбачили.

Однажды, малолетним еще пацаном я свалился с причала в воду и стал тонуть — плавать не умел.

Находившийся рядом портовый рабочий ловко вытащил меня на берег.

Я вернулся на улицу Карла Маркса к тётям Анне и Тоне с малым куканом краснопёрок, раньше времени, несколько перепуганный произошедшим, но виду не подвал и на вопросы тётушек отвечал односложно: «да» или «нет».

Меня посадили за стол с самоваром и миской пышек, сдобренных каймаком.

Самовар бабушки Кати, тульский 1905 года. На нём выгравирован герб Российской империи, гирлянд медалей, полученных на всевозможных выставках и Нижегородской ярмарке. Под ними — вязь кириллицы: «Баташев и сыновья — поставщик императорского двора». В посеребрённом боку самовара, сквозь патину времени, проступают образы: мой дед Пётр и бабушка Катерина Балахнины — предки по материнской линии, выходцы из центральных областей России.

Пётр подростком начал работать в магазине «Галантерея» «мальчиком», прослужив 25 лет, вырос до приказчика и пользовался уважением.

Катины родители имели хутор на правом берегу Дона, разводили скотину и ежегодно приезжали в Калач на осеннюю ярмарку продавать коров и быков. Торговля шла бойко — товар славился отменным качеством.

После ярмарочного дня родители вместе с Кате зашли в магазин купить дочке ткань на платье и нарядные ленты в косу (коса длиной до пояса).

Юный приказчик взглянул на девушку и обомлел, буквально превратился в соляной столп: ноги отказывались идти, язык прилип к нёбу! Но, пересилив себя, Пётр начал обслуживать покупателей.

Кате тоже приглянулся обходительный и, как ей показалось, необычайно изысканных манер, молодой человек. Но виду она не подала и, потупив взор, неспешно вышла из лавки.

Прошёл год. На следующую осень Пётр и Катерина обвенчались в Калаче-на-Дону в старообрядческой церкви — настояли родители-старообрядцы.

Перед свадьбой хозяин магазина дал приказчику Петру Балахнину 50 рублей на развитие своего дела (по тем временам — такая сумма была хорошим подспорьем — корова стоила 4-5 рублей).

Со временем, Пётр и открыл на базарной площади торговую лавку. Успешно реализовывал продукты, а привозил их из Болгарии.

Большой дом Балахниных находился недалеко от железно-дорожного вокзала станции Донской.

Весной Дон сильно разливался и по базару передвигались на лодках.

Семья Балахниных — десять детей — сидят за овальным столом, вкусен чай с баранками! Места хватило всем.

Жили дружно и зажиточно и ничто не предвещало потрясений.

Валерий Кульченко. Антонина. Из серии "Острова памяти". 2014 год

Валерий Кульченко. Антонина. Из серии «Острова памяти». 2014 год

Валерий Кульченко. Огород бабушки Кати. Графическая серия "Острова памяти". бумага, гелиевая ручка, 30 х40, 2005 год

Валерий Кульченко. На хуторе Камышном. Х., м., 40 х 70, 1980 год

Продолжим