О ХУДОЖНИКЕ СТУКАНОВЕ

5 сентября Ростовский областной музей изобразительных искусств (пр. Чехова 60) при содействии галереи ZHDANOV откроет выставку живописи и графики  легендарного таганрогского художника Леонида «Графа» Стуканова. Этот выставочный проект «Мальчик с маской» проводится в рамках третьего фестиваля «Чистое поле».

В экспозицию включены около 30 ранних живописных работ Стуканова и множество его графических листов, предоставленных музеями и частными коллекционерами Ростова-на-Дону, Таганрога и Москвы.

Кураторы выставки Светлана Крузе и Юрий Фесенко в данном проекте предлагают зрителям проследить за процессом кристализации подлинной природы творчества Графа — сплетении русского модерна и немецкого романтизма, рисовальных традиций «Парижской школы» и русского реалистического пейзажа.

О ХУДОЖНИКЕ СТУКАНОВЕ

Включение произведений Леонида Стуканова в программу Южного фестиваля искусств «Чистое поле» не просто дань памяти, но и попытка актуализировать художественное наследие, интегрировать опыт автора в актуальный художественный дискурс. Леонид Стуканов — одна из трагических фигур современного искусства, принадлежащих к тем представителям творческой интеллигенции, которые ещё в конце 60–х необычайно остро ощутили драматическую сложность собственного существования, коллизий современной им действительности. Это мироощущение отразилось в эмоциональной насыщенности образов, сближающей одного из самых блестящих рисовальщиков — при всей разнице темперамента и манеры исполнения — с его другом и вдохновителем, Александром Ждановым. Точный рисунок и внутренний драматизм лежат в основе каждой работы Леонида Стуканова. Этот драматизм отличен от напряженности картин Жданова и заключается не в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, и не в динамике ассиметричной композиции. Гипертрофированная вытянутость линий, свойственная портретным образам Эль Греко и Модильяни, поразительное сочетание внешней сдержанности с глубоким внутренним надрывом, невидимым для поверхностного наблюдателя, составляют основу творческого метода художника. Эта глубинная мощь картин, иррациональность образов придают произведениям Стуканова особую силу и глубину. Большинство его работ проникнуты ощущением одиночества, тревоги, внутреннего драматизма, самоценности отдельно взятой человеческой жизни. Если же говорить о творческой судьбе художника, то, на мой взгляд, Леонид Стуканов достоин большего, чем короткое упоминание его имени в словарях и статьях о донском искусстве XX столетия. Подлинный аристократ по духу, являющийся, если цитировать Бердяева, вершиной человеческой иерархии, Стуканов был органичен даже в условиях, абсолютно не способствовавших раскрытию его таланта.

Невозможность позитивной идентификации, раскрытия собственного «Я» составляют трагедию столкновения личности художника с окружением, внешним миром, обществом, судьбой. Это мироощущение передано в «знаковой» работе, давшей название проекту. «Мальчик с маской», как один из центральных экспонатов экспозиции, служит репрезентацией экзистенциальной драмы художника. Изображенный ребенок — это не просто объект, а символическое воплощение внутреннего мира художника, где образ маски, как символ скрытой идентичности и двойственности, становится ключевым элементом визуального повествования. В принципе, многие работы Стуканова, кажущиеся на первый взгляд простыми и понятными, при ближайшем рассмотрении обнаруживают сложные аллюзии и символические коды.

Кураторы выставки не зря акцентируют внимание на ранних работах, которые стали отправной точкой для дальнейшего развития художественной философии Стуканова, его неустанного стремления к обретению хрупкой гармонии между внутренним миром и окружающей действительностью. В графических работах дорожных альбомов можно увидеть, как зарождались новые идеи и формировался авторский стиль. Несомненно, задуманный проект представляет собой ценный вклад в изучение творчества Стуканова, демонстрируя процесс кристаллизации авторского стиля, в котором впечатления послевоенного детства, смешение культурных кодов и личные переживания трансформировались в уникальный творческий метод человека, ощущающего свою трагическую оторванность от мира и одновременно стремящегося к обретению утраченной целостности с ним.

С. В. Крузе

Директор РОМИИ, почётный член РАХ