Полотенца (или рушники?) из собрания  Александра Токарева. Фотографирровал  Миша Малышев.

Александра Токарева. Взглянуть на иконостас и убранство. Памяти отца. Часть 11

Полотенца (или рушники?) из собрания  Александра Токарева. Фотографирровал  Миша Малышев.Начало

Ранним-ранним, бледно-розовым утром, в воскресенье, мы вдвоем с отцом идем по Переславлю — городские валы и Красная площадь остались за спиной, переходим мост, направо убегает Трубеж, прячась за склонившимися к воде деревьями…Чуть дальше-темно-красные корпуса Переславской кружевной фабрики-середина 19 века, неделю назад отец водил нас туда на экскурсию в музей кружева.

Общежитие со спящими студентами осталось далеко на другом краю города, — поэтому топаем пешком — рейсовый автобус то ли еще не вышел на маршрут, то ли мы его пропустили.

Мы идем на базар, на тот знаменитый базар — «толкучку», как его тогда называли, где вперемежку с приезжими московскими спекулянтами-«шмоточниками» стоят длинные ряды переславских старушек, с выложенными прямо на земле, на клеенках и газетах лоскутными ковриками, плетенными вручную половичками, вышитыми полотенцами, подзорами и «верхами» (лоскутная заготовка для верха одеяла) тогда еще никому не нужными шедеврами народного творчества.

По дороге небольшая, довольно поздней постройки, церковь, скорее всего, начала или середины 19-го века.

— Давай заглянем на пару минут, раз уж мимо идем. Взглянем на иконостас и на внутреннее убранство, — предложил отец.

Мы входим и — застываем…

Голоса, не имеющие земного пола, поют заутреннюю.

Переславские старушки прихожанки — их было на той утренней службе человек семь-восемь, ну и мы с отцом, «случайно» зашедшие «взглянуть на иконостас и убранство».

В этих чуть дребезжащих голосах, очищенных перед скорым уходом от всех страстей, была ничего не просящая для себя радость.

Без скорбей и упований. Чистая.

Да и о чем из земного можно просить, когда завтра тебя просто не будет?

От этой высоты знобило.

Настолько, что нельзя было просто так стоять и слушать, надо было либо оставаться с ними в этой радости до конца, либо уходить. Гармония их, уже плохо связанных с землей голосов, ощущалась до легкой физической дрожи и вместе с потоком слабых солнечных лучей шла вверх к барабану, а затем, к куполу маленькой церквушки…

Сколько мы простояли – не помню, помню только, что, очнувшись и тихонько перекрестившись, мы, бочком, вышли на улицу.

До самого базара шли молча…

Продолжение

  • Pingback: Александра Токарева. Памяти отца. Часть 12RostovNews.Net | RostovNews.Net()

  • Pingback: Александра Токарева. Логические линейки трехмерного мира не работают. Памяти папы. Часть 10RostovNews.Net | RostovNews.Net()

  • Лариса Худобина

    Спасибо за эти воспоминания Саше Токаревой. Уверена , что тронут многих грековцев, которым посчастливилось учиться у А.П.Токарева. Написаны статьи так ярко и образно, будто не в 80-е годы были эти поездки в Переяславль, а только вчера..

    • Лариса! Спасибо за то, что написали! Я тоже в восторге от великолепного слога, стиля письма Саши Токаревой. Ведь теперь, когда я смотрю на волнистый песок на берегу — я теперь всегда думаю, что это «рёбра реки». Так заметила, так написала Саша. Думаю, что каждый найдет еще что-то свое, помимо главного — личности Александра Токарева и Искусства…Анонсы я размечю в четырех соц.сетях. А в «Однокламмиках» и в «ВК» еще и в спец.группы РХУ-шников. Так что, надеюсь, знавшие и незнавшие, прочтут!Так же, Лариса?

      • Лариса Худобина

        Конечно, я уже поделилась с друзьями..