Виктор Сетунов. Живопись и графика

художник Виктор Сетунов

Виктор Сетунов. Танаис

Если долго смотреть на солнце, то цвет становится светом. Все семь цветов спектра превращаются в единственный белый, а белый — переходит в свет. Такая вот физика с переходом в метафизику.

Во времена учебы в РХУ мы с Витей часто делали так: выходили покурить на старинный длинный балкон, а заодно смотрели на солнце, кто дольше выдержит, пока слезы не появятся. От яркого слепящего солнечного света. Это простое упражнение неплохо прочищало. Может оттуда все и пошло? Желание сделать так, чтобы в работе все присутствующие цвета подчинялись единству белого?

Если говорить о художнике, то трудно, почти невозможно, избежать искусствоведческих терминов, таких как: периоды творчества, этапы развития, использование того или иного приема, фактура поверхности, плотность мазка, пластический ход, графическое решение и т. д.

Ничто из вышеперечисленного не имеет отношения к художнику Виктору Сетунову. Он этим не занимался, разве что в самом начале, в период ученичества. Термины — это из области ремесла и школы, творец, мастер он всегда экзистенциален, он поднимается в разреженное многомерное, пространство берет оттуда пригоршню тамошнего воздуха и переносит его на двухмерную плоскость холста. Разница в том, что ученики ищут в пределах плоскости холста, мастер переносит то, что он нашел намного выше, на эту плоскость. И ты, отходя от работы, уносишь с собою это ощущение другой реальности.

dsc04369_1

Виктор Сетунов. «Портрет Александры Токаревой»

Витя как-то очень незаметно и почти в одночасье стал мастером.

Это произошло году в 1986 — 87 через два-три года после окончания РХУ. Но база была заложена там, в РХУ им. М. Б. Грекова. Была школа, были корифеи – Теряев, Михайлов, Резниченко, Крюков.

Был Учитель с большой буквы – Анатолий Иванович Туманов, слова которого он запомнил на всю жизнь и часто повторял: «Знаешь, Витя, писать научишься — жить научишься… В жизни, как и в живописи, надо учиться видеть все сразу, все единое целое, а не только два, три, пять отношений между людьми или предметами. Надо все удерживать в едином, чтоб не рассыпалось».

Виктор Сетунов. «Маша и Наташа» (1985 г.).

Виктор Сетунов. «Маша и Наташа» (1985 г.).

Виктор Сетунов никогда не занимался экспериментами с формой, он просто очень внимательно смотрел на неё, и слушал ее, скорее по-дзенски, экзистенциально, отсюда и язык, не найденный, а рожденный. Находят то, что уже есть или, как минимум, существовало до тебя в пространстве, а рождают и творят нечто, еще не имевшее место быть.

Итог — лаконичная прозрачность и иконописная точность, его лучших работ. Часто в работах, особенно в пейзажах присутствует какой-то световой туман – дымка, какая-то серебристая субстанция, которой и названия не подберешь. Да и надо ли подбирать? Так серебрится мазок положенный под определённым углом на холст.

Мы всегда пытаемся сравнивать, по обычному человеческому желанию приближать кого-то к кому-то, и сбивать в группы, так как группа это всегда гарантия, и всегда ряд, где есть сосед справа и есть сосед слева, и можно проводить привычные действия. Это линейный анализ по горизонтали. А ведь есть еще вертикаль, о которой мало кто вспоминает. Причина одна, не с каждым она в жизни случается. Тот, с кем это происходит, становится проводником. И проводит оттуда — сюда научные идеи, к которым мы не очень готовы, гениальные озарения, которые несут угрозу нашему бетонному мировоззрению или необычные работы, чересчур светлые, для плотной среды, слишком разреженные.

Продолжение 

Приглашение на выставку — ниже.

Выставка художника Виктора Сетунова.