Театрально прогулялись по ростовскому гетто

Ростовский фотограф Миша Павлов после спектакля «Волшебная страна» тихо сказал: «Странное чувство, когда прямо на глазах твои друзья превращаются в классиков». Но я стояла рядом и услышала.

С неизъяснимым  трепетом — объяли меня воды до души моей — смотрела я спектакль. Хотя лично знала немногих из тех, кто из жизни перекочевал в книгу, а теперь — в театральное действо.

Ростовский молодежный «Театр 18+».Режиссёр Всеволод Лисовский. Спектакль по книге Максима Белозора «Волшебная страна». Фото: Галина Пилипенко

Окно с видом на Дон. Уличная «декорация» прямого отношения к спектаклю не имеет. Фото: Галина Пилипенко

Волшебная страна не знает  гео-границ и начинается  неожиданно для меня. От толпы, стоящей в ожидании поводыря-режиссёра, отделяется красивый человек и целует меня в обе две моих щеки. Уже увядающих, как розы.

Но в тот момент они начинают пунцоветь — кто этот незнакомец? Я не знаю его ни разу!

Кто этот пришелец, называющий меня и по имени и даже по фамилии?

«Принц! Повзрослевший (слегка), но принц!

А я — лягушка. Щас начнутся косметологические метаморфозы» — радостно подсказывает кровь, прилившая к лицу.

«Макс Белозор» — представляется мужчина.

Как — сам писатель, сам автор «Волшебной страны», которого я вижу впервые в жизни!!!???  И он — знает меня?

Вот оно величие соцсетей! И дружбы на их страницах!

Но не только — Макс Белозор написал несколько блестящих эссе и доверил впервые опубликовать здесь — на сайте «Неофициальных новостей Ростова-на-Дону».

Я знаю его по книгам, сценариям фильмов… Судорожно открываю его страницу в сети. Конечно, его нельзя узнать — там он  в актерском гриме.  К фильму  «Жизнь и приключения Мишки Япончика».

Смахиваю в лица маков цвет, хватаюсь за диктофон — а поздно. Макс уже весь обратился в слух: Всеволод Лисовский (режиссёр) говорит добрые слова поддержки в адрес Кирилла Серебренникова, против которого возбуждено дело, и спектакль начинает шагать.

Спектакль мне понравился. Одна только ремарка — режиссер Всеволод Лисовский говорит, что из книги истории выбирались по принципу «о тех, кого уж нет».

Но вот Кульченко Валерий и Вика Тимофеева — (слава Богу!) здравствуют.

Кстати, финальная сцена, где актриса рассказывает историю про Викторию Тимофееву, оказывается вопреки другим (где плакаты, написанные Сергеем Сапожниковым «говорят»), озвученной. Мальчишки с тарзанки прыгают в Дон с воплями: «Вика, не пей, это — вода!».

Крики тебе там, в Берлине, слышны, Вика?

Фото: Галина Пилипенко

А на эту потрясающую площадку в районе Говнярка через несколько секунд въедет грузовик. Выгрузят кровать, стол, кресло, посуду, торшер — и это всё воссоздаст мастерскую самого Валерия Кульченко, где и состоялась историческая пьянка в ходе которой и придумалась группировка «Искусство или Смерть».

Кстати, про пьяниц красноносых. Палитра больше, чем только красный — есть носы сизые и лиловые и сиреневые и фиолетовые — уверен Кульченко. Он знает. Именно в его мастерской  образовалось товарищество, объединяющее гениев и алкоголь — «Искусство или смерть» называется.

Спектакль по книге Максима Белозора «Волшебная страна». фото: Людмила Андрейченко

Пока зрители не видят — актеры передвигаются на следующую точку. Спектакль по книге Максима Белозора «Волшебная страна». Фото: Людмила Андрейченко

В Ростове-на-Дону спектакль поставил Всеволод Лисовский режиссер «Театра.doc» г. Москва по книжке в жёлто-горячечной обложке. Называется «Волшебная страна». Автор — Максим Белозор и книжка хороша — на мой взгляд.

А вот кто Тиму или Колю не знал — под влияние волшебства не попали. Журналист Вера Волошинова больше нескольких страниц не осилила — потому что все об одном — «как мы пили-бухали».

Галина Пилипенко: Концептуально сегодня спросить: сколько вы выпили с Максимом Белозором, готовясь выпустить спектакль?

Всеволод Лисовский: Обсуждая, выпили мы с Максом бутылку, может быть.

Одну, потому что люди мы уже немолодые и занятые. И встречаться и бухать времени-то у нас особо сейчас и нет.

Да и всё просто очень выглядело. Я спросил: «Можно я твой текст использую?».

Он ответил: «Можно».

На этом наша совместная работа над спектаклем закончилась.

Галина Пилипенко: Как у вас появилась идея выйти на берег Дона? Связать воду в стакане и реку?

Всеволод Лисовский: Мы с Сережей Сапожниковым — художником спектакля смотрели места и когда мы увидели эти две башни на берегу — стало понятно, что финальная точка может быть только здесь! Такую точку пропустить нельзя!

Галина Пилипенко: Жители помогают спектаклю или мешают?

Всеволод Лисовский: Жители — это антураж спектакля! Без жителей спектакль был бы намного хуже!

Жители — это условие игры! Когда ты работаешь в городе, то, соответственно, всё, что происходит в городской среде — всё работает на тебя.

Галина Пилипенко: Какое идеальное число зрителей должно быть?

Всеволод Лисовский: Около 50-ти. На первом прогоне было в два раза больше и это мешало, прежде всего, самим зрителям.

И важно, чтобы двигались люди в каком-то ритме, потому что все движутся с разной скоростью. но, тут уже, вопрос выбора, потому то если человек идет медленно, он что-то теряет.

Так появились новые оттенки в понятии «темпо-ритм» спектакля.

Текст написан Галиной Пилипенко 05.09.2017 год.

Режиссёр Вот Хули-жень (Всеволод Эдуардович Лисовский) 
Режиссёр Вот Хули-жень (Всеволод Эдуардович Лисовский)