Про «Фильм для воображаемой музыки»

12182680_10206151454318952_636752989863381607_oСупруги Басовы из Таганрога создали видеоинсталляцию «Фильм для воображаемой музыки». Работа Михаила и Натальи номинировалась на премию «Золотой куб» в Германии. 

Галина Пилипенко съездила в Таганрог, в дом Басовых, с замечательным оператором Виталией Дедогрюком и теперь иы готовим сюжет. А пока — вхождение в тему: ниже — эссе Михаила и Натальи Басовых о главном -круглом и черном своём герое.

«Виниловый диск — образ ностальгический, один из тех призраков прошлого, которые упорно ищут способ вернуться в сознание, направленное, главным образом, на новое и актуальное. Иногда им это удается.

В «Фильме для воображаемой музыки»старый виниловый диск безостановочно катится вдоль морского берега без всякого видимого воздействия на него внешних сил, преодолевая препятствия, словно одушевленное существо.

Хрупкая вещь, которую мы боимся случайно уронить на пол, здесь, у моря, на песке, среди камней, проявила невероятные свойства, словно только и ждала удобного случая для этого. Кто бы мог подумать, что если она окажется на берегу, в опасной и чужеродной для нее среде, то произойдёт такая метаморфоза?

Сама мысль об этом фантастична и могла бы прийти в голову только как метафорическая строка о таком столкновении мира музыки, (а возможно, мира культуры и искусства вообще) с миром природной стихии, когда первый не сражается со вторым, а напротив, делает шаг навстречу и волшебным образом преображается.

Однако этот образ воплотился не в поэтическом тексте, а в самой жизни, породив запечатленное на видео событие (в фильме практически нет компьютерной графики), выглядящее как магия, сновидение наяву или анимация. Именно так: не анимация, похожая на жизнь, а жизнь похожая на анимацию.
Вещь вышла за пределы самой себя, не потеряв своей материальной формы. Теперь пластинка не просто медиа, посредник, носитель информации, теперь она свободна и самодостаточна, а значит, мы уже не сможем услышать музыку, записанную на ней. Морской ветер — её проигрыватель и он же — её единственный слушатель. Но когда мы наблюдаем, как пластинка катится по песку и перепрыгивает через камни, мы можем вообразить любые звуки, которые могла бы хранить её виниловая поверхность.

А значит число музыкальных дорожек, которое способен вместить «Фильм для воображаемой музыки» может стать значительно больше, чем в состоянии вместить любой другой фильм.
(1 название «Фильм для воображаемой музыки» обыгрывает известное всем меломанам словосочетание «музыка к воображаемому фильму»).