«Портрет в сумерках». Сделано в Ростове!

Сначала несколько фактов.

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Ангелина Никонова сказала, что её приятельницу изнасиловали несколько лет назад, именно в таком контексте, именно ГИБДД-шики. Приятельница отказалась «замять дело» и люди в форме оказались за решеткой. До суда в страхе жила не только сама жертва, но и ее семья и друзья.

Ольга Дыховичная не знала об этой истории, когда писала сценарий.

Ангелина: «Когда я прочла сценарий, у меня, конечно же, забилось сердце…».

Героиня, сидя в кафе (Северный микрорайон) видит, пьяную женщину. Пошатываясь и теряя равновесие, женщине удается снять трусы и испражниться. Документальный кадр снял американский оператор Ибен Булл.

В эротической драме снялись пять актеров ростовского Молодёжного театра: Раиса Пащенко (тёща – сцена в аэропорту), Роман Меринов (муж главной героини), Николай Ханжаров (алкаш, продающий фотоаппарат с функцией «портрет в сумерках»), Людмила Мелентьева (милиционерша, делающая всё, чтобы не возбуждать дело о краже паспорта. «Сейчас вы говорите, что у вас сумку украли, а завтра? Что вас изнасиловали?») и Борис Вернигоров (папа неблагополучной семейки).

Главную мужскую роль блестяще исполнил Сергей Борисов, а любовника  талантливо сыграл так же ростовчанин Сергей Голюдов.

Роль официантки («Воды нет, кофе нет. Есть пиво, водка, чебур.еки и сосиски. Что будете заказывать?») исполнила ростовчанка, выпускница студии Галины Жигуновой —  Галина Корень, сейчас работающая коммерческим директором фирмы «Компьютерные системы и сети».

Ее дочь Юля Корень сыграла Леру – девушку-подростка, обвинившую отца.

Галина Пилипенко: В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Ангелина Никонова сказала, что её приятельницу изнасиловали несколько лет назад, именно в таком контексте, именно ГИБДД-шики. Приятельница отказалась «замять дело» и люди в форме оказались за решеткой. До суда в страхе жила не только сама жертва, но и ее семья и друзья.

Это случилось в Ростове?

Ангелина Никонова :Нет. Это случилось в Москве. И я не говорила, что это были ГИБДД-шники. Я не уточняла. Сейчас уточняю — это были патрульные – ППС-ники.  Остановили девушку спросить у неё прописку или регистрацию московскую.

Галина Пилипенко: Героиня, сидя в кафе (Северный микрорайон) видит, пьяную женщину. Пошатываясь и теряя равновесие, женщине удается снять трусы и испражниться. Документальный кадр снял американский оператор Ибен Булл. Как он отреагировал на увиденное?

Ангелина Никонова: Мы ждали, когда «район» себя проявит в ярком свете. И он проявил. Операторы были наготове. Ибен Булл живёт в Нью-Йорке, поэтому его удивить невозможно ничем подобным.

Галина Пилипенко: Какие еще «документальности» есть в картине?

Ангелина Никонова, Ольга Дыховичная, Галина Пилипенко. «Портрет в сумерках». Сделано в Ростове! Фото: Михаил Колесников

 Ангелина Никонова, Ольга Дыховичная, Галина Пилипенко. «Портрет в сумерках».  Фото: Михаил Колесников 

Ангелина Никонова : Мы старались избегать настоящих документальных съёмок. Но атмосфера улиц нам была важна. И если что-то «попадало» в кадр, мы не оказывались. Например – качающийся, «в дымину» пьяный прохожий.

Галина Пилипенко:  Жители Ростова не очень приветливо встречали съемочную группу. Осталась досада? Или же у вас и не было иллюзий на счет характера (ов) бывших земляков?

Ангелина Никонова : Досадно,  что первая реакция – на неизвестное – агрессия.  Я, честно говоря, думала, естественная первая реакция в таких случаях – доброжелательное любопытство.  Отнюдь.  Все, кому не лень, гнали нас «санными тряпками» с улиц и дворов города.

Галина Пилипенко:Чьё мнение о вашей работе вы особенно цените? В России? В Ростове? В США?

Ангелина Никонова : Каждый ценит, когда его ценят. Это один из законов природы. А на какой территории это происходит – не имеет значения.

Галина Пилипенко: У такого мастерски сделанного фильма не может быть «неувязок». Скорее всего, тут моё личное недопонимание – почему героиня сама не вызовет такси, а отправляется за этим в сомнительную забегаловку?

Ангелина Никонова : Да… Странно, что многие в нашей стране спотыкаются об этот момент…  Это как раз яркий пример того, как российский зритель отказывается считать заложенный смысл, а западному он понятен сразу. Наверное, это и есть тот «больной мозоль», на который мы с Ольгой случайно наступили нашему обществу. Так вот о смыслах, заложенных в этой сцене – после неудачного свидания с любовником героиня не хочет идти домой. Она решает посидеть в кафе, понять, что ей делать дальше.

В кафе она сталкивается с моментальным неприятием её в этом районе, «местные» на неё реагируют без «добро пожаловать», мягко говоря.  В ответ на этот хамский посыл героиня отвечает высокомерным «вызовите мне такси».  В этом диалоге официантки и героини заложена та взаимная классовая непереносимость современного российского общества, которая позже в фильме примет более драматический оборот. 

Галина Пилипенко: Журнал «Сеанс» недоумевает – как из «поруганной женской чести вырос чувственный цветок»? Расскажите – как?

Ангелина Никонова : А что именно у кого выросло? Героиня пережила сильнейшую встряску, благодаря которой смогла переоценить  мир, в котором она живёт. Она пошла навстречу обидчику и, будучи умной женщиной и психологом,  нашла к нему подход. Растопив его окаменевшее сердце, она выполнила свою задачу. На одного чудака на букву «м» стало меньше. Разве это не прекрасно?

Галина Пилипенко:Вы 15 лет шли к серьёзному успеху. Какие теперь ощущения – когда воплощаются мечты в реальность, когда признание?

Ангелина Никонова : Считала себя режиссёром лет с пяти, поэтому можно сказать, что тридцать лет шла…. Но если серьёзно, то мои пробуксовки на ровном месте начались с 2005-ого года, когда моя документальная картина «Точка возврата» вышла в прокат.  В течение следующих мучительных шести лет отбиваний продюсерских порогов я написала семь полнометражных сценариев. Набила и руку, и ногу, так сказать.

И, видимо, дозрела до такой степени отчаяния, что смогла сделать невозможное – выступить одновременно режиссёром-постановщиком, вторым режиссёром, исполнительным продюсером, директором, художником-постановщиком, гримёром и т.д. на съёмочной площадке.  Поэтому успех, скорей, для меня – награда за несгибаемое стремление в профессию и тяжелейший труд,  но никак не выигрыш в лотереи.  Поэтому и отношусь к этому чуть иначе, чем к сбывшейся мечте.

Галина Пилипенко: Считаете ли вы себя режиссёром «женской темы»? (На первом  Sunday up Market в Ростове вы должны были показать  цикл ваших программ о русских женщинах в США? Какова его судьба?)

Ангелина Никонова : Это  не программы.  У меня есть документальный фильм «Точка возврата», в котором я исследовала феномен популярности русских женщин на западе. 

Следующую свою картину я буду делать о мужчине. Я специалист широкой квалификации. Не сужайте пространство вокруг меня, мне становится тесно.

Галина Пилипенко: А вот когда герой Сергея лежит в постели и   у него слеза скатывается – это он «сам» или есть приспособления для слез?

 Ангелина Никонова :Это что-то среднее между «сам» и «приспособлением»… Не буду выдавать секретов, с вашего позволения. Что-то должно остаться «за кадром».

Галина Пилипенко: Вас консультировали психологи, когда вы готовились к съёмкам? Чтоб достовернее «переход» Ольги был? Слышала, что Ольга – по профессии психолог, но не нашла подтверждения – в Википедии про образование сказано – ведущая «Утреннего коктейля» на минском ТВ.

 Ангелина Никонова:Психология всегда было моим хобби, я увлекалась ею с детства.  Так совпало, что Ольга тоже увлечена психологией. По второму образованию она детский психолог. Поэтому мы с Олей говорим на одном языке. И это очень помогает в сценарном тандеме.

Галина Пилипенко:Как получилось, что на роль милиционера-насильника нашли милиционера?

Ангелина Никонова : Это была случайность. У нас такой цели не было.  Это просто провидение судьбы. Сергей всех удивил, и прежде всего себя, своим актёрским талантом. В жизни Серёжа совершенно другой, чем его герой. Он умеет мастерски перевоплощаться.

Галина Пилипенко: Как вы реагируете на «звание» «Триер в юбке»?

Ангелина Никонова : Мне лестно. Ларс фон Триер  — очень уважаем мной. И я надеюсь,  доживу до момента, когда кого-то назовут «Никонова в штанах»… Хотя сложно себе представляю, как мужчину режиссёра станут сравнивать с женщиной. Это, наверное, только в одну сторону работает.

Галина Пилипенко:Понравилось ваше выражение о технических приспособлениях – «наплечные приблуды». Настанет ли время, когда перестанут подчеркивать: фильм снят на  Canon  5D Mark II?  Не говорят же сейчас, например, что фильм снят на Red One? Фотоаппараты заменят кинокамеры?

Ангелина Никонова : Да пусть все говорят, на что снимают. Что здесь такого? Я считаю, что чем больше людей узнают о том, что кино можно снять на фотоаппарат, тем выше шансы для стремящихся в кинематограф талантов, проявить себя, не дожидаясь дяди с деньгами.

Галина Пилипенко:Вы предпочитает актеров без специального образования. А может ли режиссер   быть образован «не по профилю»?

 Ангелина Никонова : Может. Вот Звягинцев, например. Он ведь актёр по образованию и первой профессии. Тарантино тоже, как вам известно, нигде не учился. Фильмов тучу просмотрел, работая в видео киоске, и решился на свой собственный. Образование – это только часть формулы успеха. Помимо образования профессионал складывается из таланта, стремления (= желания) и опыта (= трудолюбия, навыков).

Галина Пилипенко: Какими качествами должна обладать женщина, чтобы влюбиться в насильника?

 Ангелина Никонова : Понятия не имею.  Наша героиня тоже не влюбляется в насильника. Это очень поверхностное толкование нашей истории.

Галина Пилипенко: Вы себя с кем-то сравнивали? Вот мы – две молодые женщины, как…

 Ангелина Никонова : Нет. Глупо себя сравнить с кем-то. Человек всегда должен оставаться самим собой. В этом – сила.

Галина Пилипенко:В год окончания вами отделения режиссуры и драматургии Института визуальных искусств в Нью Йорке – 2001 вы сняли картину «Тупик», в вашей фильмографии она значится как «иностранный фильм» и   информации о ней нет. Просветите, пожалуйста!

   Ангелина Никонова: «Тупик» – психологическая драма о любовном треугольнике.  В оригинале фильм называется Isosceles. Это моя дипломная работа, которую я написала и сняла в Нью-Йорке с Ибеном Буллом в качестве оператора-постановщика.

Галина Пилипенко: Актриса Катя Голубева, приехав из Франции сниматься в …Батайск, к Кириллу Серебреннивоку в картине «Ростов-папа»… Да! Сказала мне в интервью, что после роли «Полы ИКС» она заболела депрессией. Как вы чувствовали себя после «Портрета»?

  Ангелина Никонова : Я чувствовала себя победителем. На тот момент я знала, что справилась с непосильной задачей.

 Галина Пилипенко: За что вы любите датский кинематограф?

Ангелина: За его свободу. За не формальность. За чувственность. За смелость.  За достоверность. За глубину.

Галина Пилипенко; в сокращении интервью опубликовано в журнале «Дон-Авиа», март 2012