«А у нас во дворе» или ещё раз про Ростов-на-Дону

«А ну ка быстро рты заткнули! Ишь — интервью они дают!Пробками заткнули!» — за кулисами грозно кричит на учеников своих актриса Светлана Лысенкова. Через время трупа появляется — у всех… пробки во рту и обожание во взглядах, направленных на Светлану. Море голов — 15 человек с пробками напоминает мне фантасмагорический винный завод, где у бутылок есть глазки.

«Вот так мы разминаем речевой аппарат» — объясняют мне. Не знала — мы на телевидении раньше использовали для этого косточки персиков.

Итак, последние минуты перед премьерой. На Малой сцене Молодёжного театра покажут постановку «А у нас во дворе». А главных ролях — воспитанники мастерской «Тема».

Ульяна Киреева воспитанница мастерской «Тема» Ростовского-на-Дону Молодёжного академического театра, трогает переносицу: «Это очки моего дяди — брата моей мамы. Он носил толстый стёкла, потому что плохо видел. Жизнь такая тяжёлая штука, поэтому он рано умер, ему было всего лишь 50».

В голове моей вспыхивает предполагаемый заголовок для моего блога Rostovnews.net: «Жизнь тяжёлая, как стёкла очков», но я же за кулисами, надо пока что нахапывать фактуру.

Спектакль составили из разных, но реальных историй, их подростки, хотя как, скорее юноши и девушки, узнали от своих родных.

Реквизит тоже наскребли по сусекам семейным: бабушкины туфли, мамино платье в непременный горошек. Мне парнишка показал рубашку, он позаимствовал её у прадедушки и он выйдет в ней на сцену — она сшита во времена социализма, в Румынии.

И в каждой семейной саге — неизменный член клана (или лучше сказать персонаж?) — город Ростов-на-Дону образца 70-ых.

Людмила Мелентьева — актриса театра и преподаватель в театральной студии «Тема» без видимой ностальгии рассказывает: «Мы выросли именно в те годы.

Тогда Ростов населяли: трудяги с Ростсельмаша, милиционеры, хиппуши, гопники, влюблённые и одна городская сумасшедшая (в исполнении Кати Марченко).

Мы помним все советские магазины, дефициты, талоны, всё-всё-всё».

Всё синхрон записали — теперь можно на сцену. Наставники, они же авторы сценария, они же режиссёры — Светлана Лысенкова и Людмила Мелентьева — трудились целый год, чтобы воссоздать Ростов тех времен, когда вместо торговых центров жизнь бурлила на рынках, когда вместо социальных сетей люди общались в живую и даже сами лепили пельмени.

«Это спектакль вербатим — вот такой модный формат. Из подсмотренного, из наблюдений, из подслушанного. Не хочется кивать на Европу, но так уж получается, что в Европе очень модным форматом является современная драматургия», — говорит директор ростовского Молодёжного академического театра Карина Сердюченко.

Они вышли на эту сцену в первый и последний раз — потому и слёз не сдержать. Театральные мастера говорят: кто-то станет профессионалом, у кого-то — иная судьба, но абсолютно точно, что все 15 выпускников вырастут в очень чутких зрителей, понимающих театр тоньше других.

Мне — Галине Пилипенко очень-очень понравилась и идея спектакля и её воплощение.