Алексей Хевелев: «ИКС — это не точное определение символа оперы»

 Алексей Хевелев.

Через несколько дней, 11 мая, на малой сцене Ростовского государственного музыкального театра состоится премьера камерной оперы ростовского композитора Алексея Хевелева «Х».

ROSTOVNEWS попросил Алексея рассказать об этом событии.

— Алексей, как утверждает ВИКИПЕДИЯ, опера «Х» была написана в 2014 году. Почему премьера состоится только в мае 2017 года? С чем это связано?
— К сожалению, премьера моей оперы откладывалась два раза. В первый раз не хватило финансирования, а во второй раз мой главный герой, Юрий Алехин, сломал коленную чашечку… И… Вот третья попытка.

Я хочу отметить, что в этот вечер состоится еще две премьеры — опера Виталия Ходоша «Письмо» и опера Юрия Машина «Anima».
Жизнь талантливейшего Виталия Ходоша, моего близкого друга и коллеги, оборвалась год назад.

Для этой оперы он специально перевел либретто, которое было написано шотландским писателем Бернардом МакЛаверти, на русский язык. Либретто оперы создано на основе 18-й главы романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

Литературная основа оперы — письмо матери о её последних днях, чувствах, которые она переживает и её любви к сыну. Время действия — июнь 1941 года, оккупированная Украина, гетто…
«Anima» Юрия Машина — опера-притча, в которой даны в художественной форме вопросы бытия, причины и первоначала человеческой жизни, выбора, перед которым ежесекундно стоит человек. Персонажи-символы — представители небесной канцелярии, облаченные в форму чиновников выполняют свою работу — решают, куда отправится душа, завершив свой земной путь, в ад или в рай.


— Расскажите немного о своей опере. Что послужило толчком для создания?
— Опера «Х» — это мои личные мысли, переживания, чаяния. Жизнь очень коротка. Слишком.
Я придумал канву оперы и поделился со своим другом, талантливым Анатолием Щегловым. Он написал либретто, которое мы очень плотно, по мере его написания, обсуждали. Оно получилось объемным. Оперы на четыре.

С разрешения автора я сократил либретто значительно. Получилась квинтэссенция. По сути, «Х» — это вторая часть трилогии моих камерных опер. Те, кто хорошо знают мою первую оперу «Русская рулетка», сразу почувствуют почти точное копирование музыкальной формы.

Даже есть возглас, который произносил главный герой оперы «Русская рулетка», который в абсолютной точности повторяет герой оперы «Х». И это очень важный момент. Первая опера — земная, вторая — пространство в промежутке между смертью и… Третья — посмотрим…

Опера была написана летом 2014 года, в станице Тацинской. Трилогия предполагает, что все три оперы будут звучать в один вечер.

По сути — это три части «симфонического произведения», которые обличены в три камерные оперы. В итоге это будет неделимая форма.
— Почему опера называется «Х», а не «Икс»?
— «Икс» это точное название оперы. Но… Икс — это не точное определение символа оперы.

«Х» — это две дороги, которые обязательно пересекутся. «Х» — это неизвестное.

Важно, что «Х» — никоим образом не русская буква
— Либретто?
— Либретто написал мой друг, замечательный Анатолий Щеглов. Он автор текстов различных песен. Не профессиональный писатель или поэт, но он очень талантлив. Для меня было важно написать оперы на либретто непрофессиональных поэтов. Первое либретто написал мой родной брат, второе — Толя.
Кратко. Главный герой оперы «Х» — успешный бизнесмен, назовем его так. Внезапная смерть делает его заложником созданной им реальности и возмездия за содеянное.

Ему предстоит пройти классический, но в то же время казавшийся нелепым мифом до момента неизбежного «Х», путь, который уготовлен каждому из нас от момента смерти до божественного суда.

На этом пути героя ожидает событие, выбивающееся из ожидаемого мистического сценария. Это внезапная встреча.

Встреча с далёким, но до боли близким, молчаливым, но всегда чутко указующим верный путь мысли и действия. Всю земную жизнь он сопровождал героя, но чувствовал ли тот его присутствие, мог ли поверить в его неустанную заботу и любовь?
Происходящее на сцене — жестокая реальность, играющая свою злую шутку, или это всего лишь сон, галлюцинация…

Есть только один вопрос: можно ли что-то изменить, когда изменить ничего нельзя…
— Как шла подготовка к премьере? Несколько слов об исполнителях.
— Подготовка экстремальная. Времени очень мало. Режиссер постановки — Павел Сорокин.

Он является главным режиссером очень важной постановки Ростовского музыкального театра «Пиковая дама», которая состоялась 28 апреля. Конечно, это невероятно приоритетная задача.

Но… Павел согласился поставить мою оперу.

Для меня это невероятная честь.

2017 А. Хевелев и А. Алёхин. Репетиция.

Юрий Алёхин и Алексей Хевелев. Репетиция. 2017 год.

Исполнители оперы «Х» — Юрий Алехин и Евгений Мешков.

Юра был одним из главных участников оперы «Русская рулетка». Всю оперу «Х» я писал именно для него, как для главного действующего лица. Женя Мешков — потрясающе тонкий артист и музыкант.

Я с ним познакомился позже. Он очень здорово увидел роль ангела… Или не ангела…
Очень важна роль дирижера-постановщика. Александр Гончаров уже дирижировал несколькими моими симфоническими произведениями. Большой мастер.

Именно его усилиями осуществлены все репетиции и организационные моменты. Ансамбль солистов Ростовской государственной филармонии, камерный оркестр.
Также в операх участвуют студенты вокального факультета Ростовской консерватории.
— Каким образом финансируются подобные исполнительские проекты? Кто Вас поддерживает?
— Данный проект финансируется Федеральной целевой программой «Культура России» и частными спонсорами. Колоссальная помощь организована Ростовским музыкальным театром, в лице генерального директора Вячеслава Кущева.

Большую роль в осуществлении проекта сыграла моя альма-матер, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростовская организация Союза композиторов России и Ростовская государственная филармония также внесли большой вклад в осуществление этого проекта
— Планируется ли запись оперы? Издание на CD, виниле?
— Да, запись оперы будет осуществлена студентами кафедры «музыкальной звукорежиссуры» Ростовской консерватории. На виниле? Это было бы здорово, но это стоит от 100 000 рублей. Для меня — сложная сумма.
— Востребованы ли подобные проекты в Ростове? Чувствуете ли Вы заинтересованность города в Вашей работе?
— Однозначно это востребовано. Есть проекты InEnsemble Тоши Светличного.

Различные музыкально-визуальные проекты Сережи Сапожникова. Сольники Саши Яковлева…

Это мои друзья. Они очень успешны. Я горд, что знаю их, что они мои земляки. Они потрясающе талантливы.
Моя опера — это участие многих людей в одночасье. Это сложно.

Когда ты не музыкальный театр или не успешный нефтяник — это не просто, чтобы осуществить такой сложный проект. Все построено на дружеских взаимоотношениях и доверии.
Ну, правда! Проще писать для рояля. Я же пианист… (смеётся)

Записал С. Ильич