Жизнь его — КИНЕМАТОГРАФ, черно-белое кино…

В День кино, а в Ростове он наступил, как и во всей России  сегодня 27 августа, как не вспомнить о первом кино-бизнесмене?

Фотографиня: Галина Пилипенко

Наш великий соотечественник, гуру отечественного кинодела, первый русский кинопродюсер, режиссер, сценарист, издатель и финансист журналов о киноиндустрии — Александр Ханжонков.

Многое из того, чем успешно теперь пользуется кино-рынок,  придумал он сам — земляк наш неутомимый.

Например, то что мы называем теперь «презентацией фильма».

Сняв первый в России художественный полнометражный фильм «Оборону Севастополя» наш предприниматель — донской казачок позвал не только ВИП-персон — Царя-батюшку и его окружение, но и оркестр для услады слуха, пиротехникой почтенную публику позабавил и про угощение не забыл.

И термин-то «презентация» он произвел от французского глагола, специально для представления своей картины.

Императору Николаю II кино так понравилось, что он одарил  Ханжонкова перстнем со своей руки и орденом.

Но до этого момента — если по-порядку — идти было еще далеко.

Изначальный капитал сметливого юноши был таков — всего пять тысяч рублей (по курсу 1905 года, конечно). Александр получил их, уволившись в запас по состоянию здоровья: ревматизм. А служил он в элитном Донском казачьем полку,  что квартировал в Москве. Это после окончания Новочеркасского казачьего  юнкерского училища.

И вот с деньгами в кармане молодой человек, гуляя по ростовской главной улице — Большой Садовой,  заходит в кинотеатр.

В доме номер 64 тогда размещался он и назывался даже не  «Синематограф», а «Электобиограф».

«Биограф» — марка самого популярного французского кинопроекционного аппарата на тот момент .

«В то время в Ростове-на-Дону крутили сразу четыре ленты: «Прибой волн в Тихом океане», «Прибытие поезда», комедию «Муха» и скетч «Точильщик», в котором последний страшно пугается приближающейся к нему тетки с тесаком в руках» — свидетельствует «Майдан Казарла» — этнический журнал казаков.

Из темного зала будущий кино-промышленник выходит просветленным — цель жизни найдена! «Электобиограф» сделал биографию тогда неизвестному миру казачьему есаулу Ханжонкову.

Будущий создатель русского Голливуда так описывал своё восторженное состояние: «После сеанса я вышел на улицу опьяненный. То, что я увидел, поразило меня, пленило, лишило равновесия».

Катализатором процесса стал ростовчанин!

Издание «Архнадзор» приводит такой факт: напрямую заняться кино-делом Ханжонкова подтолкнула просьба земляка-ростовчанина, купить для него проекционный аппарат в столичном магазине «Братьев Пате».

Поручение Ханжонков купил, но управляющий магазином Эмиль Ош так разрекламировал кино-дело, что вскоре они стали совладельцами Торгового дома. Правда, позже из-за ошибок Оша Ханжонков чуть не прогорел.

Ханжонковских монет мало на что хватило бы, поэтому он находит еще троих партнеров и они учреждают на паях фирму по торговле западными кинолентами и оборудованием для кинопроизводства. Назвали „А. Ханжонков и Ко“.

«Стоимость картины зависела от ее длины — покупали, как ситчик, метрами. Цена за метр фильма колебалась от 45 до 75 копеек» — пишет в биографии «предпринимателя культурного толка» Марина Кузнецова.

За начинающих торговцев иллюзиями, надеждами, волшебными фонарями, мечтами, кино-туманами и прочими атрибутами кино-процесса,  поручился известный по тем временам банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета.

Ханжонков снимал и финансировал русские документальные картины, вкладывал деньги в опыты по созданию звукового кино, и первый в мире мультфильм в технике объемной анимации.

Как сообщает Википедия, уже через семь лет те пять тысяч и товарищество на паях разрослись до акционерного  общества «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000 рублей.

Однако же, любого бизнесмена в нашей стране можно посадить. Предпринимателя Ханжонкова и руководителей «Пролеткино» арестовали по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях.

И хотя оказалось, что нет вины его и предпринимателя выпустили на свободу, но ….

Но однако ж, запретили работать в области кинематографа!

Оставшись без ассигнаций и политических прав, Александр Алексеевич стал болеть, недоедать, бедствовать и…писать мемуары. Они вышли — сокращенные, испорченные цензурной — под названием «Первые годы русской кинематографии» и автор успел подержать ее в руках.

Фотографиня: Галина Пилипенко

В ростовском Музее Современного Изо-искусства на Дмитровской, на одной из выставок сняла.

Помнит ли Ростов-на-Дону великого деятеля кино?

Ни таблички, ни памятника, ничего — насколько мне известно. Ни одна кино-плаза, как теперь именуют кинотеатры,  не названа его именем.

Помещение синематографа на Б.Садовой 64 разделено на магазинчики. Экскурсионные автобусы тут даже не притормаживают.

Но, оказывается, в Таганроге на улице Греческой, 36 сохранился дом близких родственников первого кинематографиста России Александра Ханжонкова.

Таганрог. Дом, где гостил Александр Ханжонков. Фото: Валерия Ясева, специально для сайта "Неофициальных новостей Ростова-на-Дону" (Лера сгоняла туда на велике, в седле и с "лейкою" в руке.

Таганрог. Дом, где гостил Александр Ханжонков. Фото: Валерия Ясева, специально для сайта «Неофициальных новостей Ростова-на-Дону» (Лера сгоняла туда на велике, в седле и с «лейкою» в руке.

На его фасаде — каменный медальон — медуза Горгона.
Первыми владельцами дома были Михаил Павлович Ханжонков и супружница его Екатерина Михайловна Ханжонкова. (Сегодня дом занимают отнюдь не музейные залы).

Катенька — 22-летняя хозяйка особняка, увлекалась спиритическими сеансами и однажды ей удалось вызвать дух российского императора Александра Первого, умершего в Таганроге. Он-то и ответил «что век грядущий нам готовит».
Сие я — Галина Пилипенко узнала о время презентации книги «Были-небыли Таганрога» сочинителей, художников и рисователей Игоря Пащенко и Владислава Протопопова.

Итак, Таганрог сегодняшний сохранил дом, где бывал  Александр Ханжонков, но памятник Ханжонкову есть в Ялте, где он основал киностудию.

Ростову же-на-Дону статую кинодеятеля должен был подарить столичный скульптор Зураб Церетели. Она уже была изваяна и только ждала, когда родной край Ханжонкова  соблаговолит сказать «Да. Мотор».

По словам Александра Яковлевича Обертынского,  секретаря Союза кинематографистов России и председателя Донского отделения союза кинематографистов уже и место было согласовано.

Обертынский показывал мне его — справа от Дома Кино на Пушкинской в Ростове.

Обертынский умер, ажиотаж вокруг получения городом такого подарка (!) стих, а свято место так и осталось пустым.

Зато в 231 день рождения  в селе Макеевка открыли  памятник Ханжонкову работы… Зураба Церетели.

Галина Пилипенко для портала deloru.ru