Что общего у 14 века и 21?

Прежде чем попасть в экспозицию находки археологов проходят реставрацию.

Три разбитых амфоры и три совершенно целых — вот над чем сейчас работают реставраторы Азовского музея. Шесть сосудов для вина — цифра говорит о том, что они стояли в таверне и находилась она в районе нынешнего Петровского бульвара. В Золотоордынском Азаке 14 века народ любил выпить — местные жители, моряки со всего света, моряки, кочевники. Из амфор и наливали в одном из питейных заведений. Каждая вмещала в себя по 50 литров вина.

Служанки их поднять не могли и поэтому в сосудах проделывали круглые дырки и вино легко наполняло кувшин, а отверстие потом затыкали чопиком. И трактиры эти даже упоминаются в письменных источниках. И такое упоминание — само по себе вещь исключительная — вдохновенно рассказывает Андрей Масловский .

Андрей Масловский заведующий отделом археологии Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника: «Сообщается такая подробность: в тавернах древнего Азака в кредит не наливали. Сохранился нотариальный акт, с контрактом о найме на работу местной жительницы в трактир, принадлежащий итальянцу. А итальянцы уже в 14 веке бюрократы были ещё те и запротоколировали факт, что она не имеет права отпускать выпивку в долг».

А цены на веселящую жидкость вырезали прямо на деревянной стойке.

И социальную дистанцию, как сейчас во времена ковидные, не соблюдали — сидели по 20 человек плечом к плечу на одной длинной скамье.

Археолог предполагает, что подобных трактиров в древнем Азаке работало около сотни.

Уникальны не только находки, но и инструменты реставраторов. Ножи делают сами и они — точь в точь как заточки заключённых.

Гипс замешивают в половинке резинового мячика.

Реставратор Наталья Шапошникова смеётся: японцы-коллеги увидели — поразились — попросили и для них сделать заточки и уточнили — точно ли такое удобство из-за того, что мячик старый.

Оказывается, нет. Просто новый резать жалко.

А ещё их поразило то, что азовские реставраторы используют ацетон. Оказывается, в Японии он считается страшным ядом — и для экологии и для человека воздействую страшно на мозг. И чтобы применить его нужно специальное разрешение.

А ещё удивились тому сколько укропа в летних палисадниках Азова — в Японии за невыдерганный укроп — штраф. Так как он «все соки из земли вытянет».

Ой, чё-то меня — Галину Пилипенко- в сторону унесло.

В Азов мы съездили сегодня — смотрите, пожалуйста, мой сюжет в программе «Вести Дон».

Фото доставлю завтра