20 лет без ангела

5 июня 1993 года художнику, музыканту и ангелу Сергею Тимофееву была послала пуля. То есть в этом году сегодня ровно 20 лет со дня смерти.

10 мая, кто помнил, тот отметил. То есть Тиме исполнилось бы 54 года. Трудно представить его… Чуть пополневшего? Поседевшего, но такого же веселого и тонко чувствующего. Да незачем это делать теперь.
Сергей Тимофеев, фото из архива Михаила Шелудько

Сергей Тимофеев, фото из архива Михаила Шелудько. Выложил в сеть замечательный fizik10.

Стоит, по — моему посмотреть — что мы сделали, чтобы не забылось имя?

Люди дела хотели звезду. Не с неба — под ноги. Из сплава металлов  — на проспекте Ворошиловском. В 2011 году ростовчанам предлагалось выбрать звезду из следующей обоймы: Сергей Тимофеев, театральный  педагог  Тамара Ильинская,  актер и режиссер Александр Кайдановский, художник и скульптор Сергей Корольков.

Трудно, очень трудно — из лучших выбрать самого лучшего. Смутительно. Словом, Тимофей голосов народных не набрал.

Ничего, любовь народная компенсирует. Смайл.

Информация для людей дела — создание пятиконечного символа обходится в сто тысяч рублей.

Человек-памятник Александр Олегович Кожин (председатель ростовского отделения Всероссийского общества памятников истории и культуры) предлагал назвать в новом районе Левенцовка улицу в честь Тимофеева. Путь одна будет  имени Юрия Жданова, другая — Александра Солженицына, а третья дощечка с названием — ему … Не поняла комиссия эти шиги-джиги… Страшно далека комиссия от народа… Ну и что что его называли «Сергей Тимофеев — простой советский гений, почитаемый при жизни»?

Ну и что из того, что земляки-режиссеры несли положительную энергетику и обаяние песен«Пекин Роу Роу» с кино-экранов? Вспомните картины «Поцелуй креветки» Кирилла Серебренникова и «Местные новости» Виктора Шамирова с заглавным саундтреком на текст Тимы?

«Пекин» — настоящий, искрящийся радостью, гимн нашего южного города.

Так что пока реальность — это страница Сергея Анатольевича Тимофеева в «Википедии», созданная жительницей Таганрога Анной Астаховой. Виртуальная реальность.

Да, еще в 1998 году в Ростове в архитектурном институте на Буденновском сделали выставку памяти Тимы.  В этом же здании, только этажом выше Тима работал художником в газете «Наше время».

Так вот про выставку. (Замечен был на выставке (кроме нижеозначенных) художник и ПЕКИНовец  Коля Константинов).

Говорят, у точки, поставленной масляной краской, нет окончания. В 1998 году в здании Академии Архитектуры и искусства, открылась выставка памяти Тимы – музыканта и художника Тимофеева Сережи (ПЕКИН РОУ РОУ, «Искусство или смерть).
Толчком к разворачиванию экспозиции поступило странное желание другого художника – Миши Шелудько – навести порядок в своем жилище.
Вздумалось Михаилу отодвинуть многоуважаемый, веками несдвигаемый шкаф. И…А…
А там «Чехов в Ялте». Картина, написанная Тимой. Так что «выставляется впервые».
Как и «Летняя прогулка», подаренная Валерию Посиделову в день рождения и сейчас находящаяся в коллекции cына — Дмитрия Посиделова.
Прекрасный повод вспомнить те давние, некоммерческие времена.
Галина Коробова, искусствовед: «Они так непритязательны – их сюжеты. И так эмоциональны!
В них – легкость. Всю внутренняя свобода воплощена в даже незаконченности этих холстов. Это видно даже в том, как положена краска!
Они упивались ощущением радости своего времени!
Сегодняшние художники работают по-другому. Им не свойственная ни эта свобода, ни романтизм, у них есть рациональное и прагматичное начало.
Я не говорю, что это неталантливо. Это талантливо. Но это уже совершенно другое поколение».
Трамвай десятый номер возил Тимофеева на автовокзал. Там, на самом верхотурном этаже обитал он в качестве штатного художника.

Правда, вместо того, чтоб рисовать графики движения транспорта и воззвания к безбилетникам, пил вино и бесконечно говорил об искусстве.
Коля Гукъ, художник: «I am sorry, ну не важно. Я знаю две кайфовые акции.
Так вот самая грандиозная – это выставка на Газетном в кооперативном туалете… Выставка имела ну просто бешенный резонанс. Мне было 13 лет, я читал газеты. Так не было ни одной газеты, которая об этом не написала бы!
И я думал – вот молодцы же! Сделали!
БЛИН! Всё Грекова курсами ходило в туалет посмотреть выставку! Женщины – отдельно – мужчины – отдельно! Кайф!»
Тимофеев рисовал на упаковочных картонках, обоях, реже – на холсте – на этот материал просто денег не было.
Он мог подарить картину и другу и первому попавшемуся симпатичному собутыльнику. Мог оставить картину просто на улице. Наверное, поэтому на выставке так мало работ.
Также бесшабашно он относился к своим рукописям. Однажды послал единственный экземпляр своей повести в Питер – главному художнику страны – Митьку и …
СЕРГЕЙ БИТЮЦКИЙ:»Большое спасибо Виктору Тихомирову – он выделил этот единственный, уникальный экземпляр сережкиных рассказов и с них будет издана книга – в скором времени».
Чтобы ни делал Тимофеев – пером, словом или кистью все это были весёлые проводы умирающего социалистического реализма.
Коля Гукъ, художник: «Красный олень на ларьке мороженого в Ростове! Это было что-то!Это был бешеный олень – длиннющее тело и рахитичные ноги! Кучеряво!

Самое интересное, что потом этого оленя, может быть, один из художников, а может быть, кто-то со стороны, разделал на грудинку, тушку и поставил номера. Всё как положено».
Сам Тимофеев умер от пули, в Москве, где работал тогда главным художником 4 телеканала под началом Дмитрия Диброва.
Если бы жизнь повернулась так, что Сергею пришлось бы красить заборы, это были хохочущие, кривляющиеся, гениальные заборы.
Их на выставке нет. Есть собранные Мишей Шелудько работы и бережно отреставрированные.
Маленькое слово «спасибо» Мише за сделанное большое дело.
МАЙК ГОНЧАРОВ: «Хорошо, что эта выставка разрушает традицию – забывать людей».
Коля Гукъ, художник:»Я учился в художественной школе. Я был молод, патетичен, красив, нежен…
Хорошо сказал?
В парке «Строителей» люди устраивают в выставочном павильоне (который отдали потом автомобилям, мебели, чему угодно – я не знаю) выставку. Замечательно высокий, крытый стеклом зал! И у них нет не то, что рам на работы, штапиков, даже подрамников нет! Они просто расстилают холсты, а холсты имеют порядочный размер — 4 на 5, 3 на 4 , и ресницы написаны двадцаткой! И они говорят — ходите и смотрите — между работами- там сантиметров двадцать свободного прохода есть…Выбирайте.

И, если не дай бог, кому-то хочется — то купите! А для особо умных там есть лестница — метров 7 или 10. Кто особо хочет посмотреть издалека — может посмотреть.

Кто поближе — запросто — женщине в юбке налезть вверх по лестнице, походить по периметру и посмотреть на работы сверху.

Запросто!

Вот это тот момент, который как бы … хороший и…крамольный…»

Сергей Тимофеев оставил мало работ. Он часто их бросал, не доведя до финала. Кроме одной — он сделал ее и подарил нам. Эта работа — его собственная жизнь.

Текст: Галина Пилипенко

deloru.ru/blogs/galinapilipenko/

 

Подробное содержание этого выпуска «Трубы» здесь. Автор и ведущая — Галина Пилипенко, режиссер — Олег Афанасьев.

Эфир: 17/12/1998

Шиги-Джиги. Коллаж-портрет Сергея Тимофеева. Режиссер — Кирилл Серебренников. Редактор — Вероника Богма