Клятва юности

ГОРОДУ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ НЕ ИНТЕРЕСНЫ ГЕРОИ-ПОДПОЛЬЩИКИ

Памятник «Клятва юности». 2012 год.

Памятник «Клятва юности». 2012 год.

29 марта 2013 года Градостроительный совет Таганрога во главе с главным архитектором города Владимиром Цебровым и с участием депутатов городской Думы принял неординарное во всех отношениях решение. Памятную стелу, символизирующую статус «Города воинской славы», было решено установить на месте… существующего ныне монумента таганрогским героям-подпольщикам «Клятва юности» в Спартаковском переулке. Памятник же подпольщикам решили перенести в глубину Парка Горького, к Вечному огню. Сообщение об этом было опубликовано на официальном сайте городской администрации.

В ноябре 2011 года Таганрогу Указом Президента Российской Федерации №1459 Таганрогу присвоили почетное звание «Город воинской славы».

В соответствии с Положение об условиях и порядке присвоения этого почётного звания, в городе, удостоенном звания «Город воинской славы», должна быть установлена стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также должны проводиться публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля, 9 мая, и в День города.

С ноября 2011 года в Таганроге шли споры, где именно установить стелу. Приняли решение об установке стелы в парке имени 300-летия Таганрога. Парк этот находится на Русском поле, это «спальный район» города.

Затем это решение отменили.

И вот в марте 2013 года администрация, наконец-то, выдала долгожданное решение. Установить стелу в самом центре города, на месте памятника таганрогским героям-подпольщикам.

Это решение возмутило весь город.

 Митинг на открытии мемориала «Клятва юности», 28 августа 1973 года.

 Митинг на открытии мемориала «Клятва юности», 28 августа 1973 года.

Стелу в Таганроге, конечно, поставят. Обязаны поставить. Найдут место. Но думать об этом два года для того, чтобы выдавать подобные идеи?!?

Трудно было бы изобрести решение, более неудачное во всех отношениях.

В историческом плане решение о переносе памятника «Клятва юности» просто абсурдно. Место для монумента в 1965 году выбрали  идеально с точки зрения культурно-исторической памяти города. Памятник установлен в центре Спартаковского переулка, перед старинным зданием чеховской гимназии, в котором учились до войны героически погибшие в годы оккупации Таганрога подпольщики Анатолий Мещерин, Сергей Вайс, Николай Кузнецов, Анатолий Назаренко, Юрий Пазон, Нонна Трофимова.

В этом же здании в те страшные годы располагалось гестапо, Geheime Staatspolizei, в чьих застенках были замучены сотни таганрожцев. Любое иное место, в которое теоретически муниципалитет попытался бы перенести памятник «Клятва юности», оказалось бы проигрышным, что называется, «для галочки».

В плане техническом решение неразумно, поскольку скульптурная композиция «Клятва юности» однозначно не переживёт демонтажа. Фигуры юных подпольщиков  отлили в 1973 году из железобетона и обчеканены листовой медью.

При демонтаже конструкция явно разрушится, и восстановить её, как мне представляется, муниципалитет будет не в состоянии. Уж если мы не в силах отреставрировать банальный бронзовый зонтик памятника Фаине Раневской, то уж эта действительно технически сложная задача окажется городу тем более не по плечу.

В политическом плане это решение для администрации города самоубийственно. Рассориться одновременно и с рядовыми горожанами, искренне не понимающими, зачем нужно демонтировать памятник таганрогским подпольщикам в угоду типовой мемориальной стеле, и при этом же испортить отношения с вышестоящим федеральным руководством – это, однако, позиция! А с федералами отношения будут испорчены однозначно, поскольку в противопоставлении одного монумента другому явно просматривается хоть и не преднамеренная, но, тем не менее, дискредитация самой идеи статуса «Город воинской славы».

1983_Brintseva_Klyatva

Подпольщица Антонина Бринцева с родственниками. Памятник «Клятва юности». 1983 год.

Что думают по этому поводу сами таганрожцы и люди, которым судьба памятника «Клятва юности» небезразлична?

Владимир Грачёв, один из авторов памятника, доцент кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирской архитектурно-художественной академии: «Конечно, я против. Дело в том, что там тонкий металл, внутри бетон, и как это всё потом… перенести… Одним словом, разрушат этот памятник, ничего не останется от него. Народ сам как-то должен проголосовать. Не чиновники должны решать. Сами таганрожцы должны сказать своё слово. Что, другого места нельзя найти? Подумать, походить…

Можно найти место. Я работал главным художником Таганрога одно время, и поэтому хорошо город знаю. Мы делали этот памятник на Таганрогском судостроительном заводе. Завода уже нет. Памятник пережил его. Нужно следить за памятником. Если минимально за ним ухаживать, следить за швами медной обшивки, то и сто лет для него – не возраст».

Игорь Бондаренко, писатель, участник Великой Отечественной войны, почётный гражданин Таганрога: «Я считаю это решение неправильным. Памятник «Клятва юности» следует оставить на прежнем месте. Наша семья хорошо знала Юру Пазона. С моим двоюродным братом Митей он воевал, до ранения. Мы все учились в одной школе, чеховской. Нельзя «Клятву юности» трогать. Самым подходящим местом для установления стелы «Таганрог – город воинской славы» мне, в сложившейся ситуации, представляется перекресток Петровской улицы и Дзержинской, там, где ранее стоял шлагбаум – въезд в город. По-прежнему это место – «центральный транспортный узел», мимо которого будут обязательно проезжать все прибывающие в Таганрог люди».

Надежда Романченко, заслуженный учитель России, директор Гимназии № 2 им. А. П. Чехова с 1986 по 2007 год: «Меня эта новость очень расстроила. Я думаю, это ошибочное решение. Памятник «Клятва юности» установлен на единственно правильном, исторически обоснованном месте. Чеховцы, отдавшие в 1943 году свои юные жизни ради нашего с вами мирного существования, заслужили почтения и вечной Славы. Память поколений – это святое. Надеюсь, у Градостроительного совета хватит мужества и мудрости признать свою ошибку и исправить её».

Юрий Шабельников, художник, номинант премии Кандинского: «Создаётся ощущение, что в администрации Таганрога работают просто культурно невменяемые люди. Вандализм в чистом виде! Ну как это можно, памятник таганрогским подпольщикам убрать в пользу стелы «Город воинской славы»?!? А вместо памятника Петру Первому Антокольского они стелу поставить не хотят? А вместо Антона Чехова работы Рукавишникова они не хотят? Лучше бы Ленина убрали! Что, слабо? Ну что за бред!? Это не решение, это уже диагноз какой-то!».

Маргарита Киричек, таганрогский краевед, автор 7 книг об истории города: «Я с этим решением не согласна. Это очень хорошее место, для «Клятвы юности». Хотя бы уже потому, что наши подпольщики, они как будто бы вышли из школы, в которой учились. Многие из них учились во второй школе. Там когда-то даже была мемориальная доска, на здании школы. На этой доске были перечислены их имена. А где поставить стелу… Можно ведь на Октябрьской площади найти место, можно на набережной, рядом с Каменной лестницей… А самая лучшая идея, на мой взгляд, предложена Игорем Михайловичем Бондаренко: установить стелу на пересечении улиц Петровской и Дзержинского, в сквере, у старого городского шлагбаума».

Олег Кобяков, депутат городской Думы Таганрога: «Звание Города воинской славы Таганрог получил заслуженно. И стелу, безусловно, устанавливать нужно. Но я против переноса памятника подпольщикам. Это место символичное, правильное. В чеховской школе подпольщики учились, здесь же, в здании гестапо, их пытали… Если мы «Клятву юности» перенесём, это будет кощунством по отношению к погибшим, по отношению к ветеранам, по отношению к нашей памяти и к нам самим».

Наталья Дурицкая, таганрогский художник: «Это очень странное решение. Я бы сказала, решение, оскорбляющее и ветеранов, и всех нас. Как после этого в глаза друг другу смотреть будем, если промолчим? Не зря среди скульпторов наш город называют городом бездомных памятников. Стыдно за Градостроительный совет города. Таганрог не заслужил такого к себе отношения».

Евгений Жарков, генеральный директор объединения «Лемакс»: «Нет, так нельзя. Стелу, конечно, установить необходимо, но не за счёт памятника подпольщикам. Нужно искать другое решение».

Михаил Басов, таганрогский кинорежиссёр, медиа-художник: «Не следует этого делать. Перенос памятника «Клятва юности» это глупость. Горожан, как всегда, просто ставят перед фактом. Никто ничего ни у кого не спрашивает, когда что-то ставят или переставляют… ».

Иван Бражников

Памятник «Клятва юности». Скульпторы Владимир и Валентинга Грачёвы. 2012 год.
Памятник «Клятва юности». Скульпторы Владимир и Валентина Грачёвы. 2012 год.