Раздражённый кувшин Натальи Дурицкой

Женщина переоделась в мужскую одежду и… спустилась в сортир на букву «М». Она же отправила бабушку Сару Президенту США Бараку Обаме. И это далеко не полный перечень заслуг этой художественной натуры.

Duritskaya «Малярка». Картон, масло. 74×100, 2010. Частная коллекция. 

«ВиноВатаЯ»- так называется выставка. Но чувство вины здесь не при чём.

Объяснение цветовое – а что у живописцев может быть иное?
Вино-белое, «Вата» – галерея, где выставка открылась – тоже. Ну и «Я»–
то есть Наталья Дурицкая – в 50 лет разрешившая себя друзьям уговорить
на юбилейную экспозицию. Только дресс-код утвердила: белое с белым
носить. Окружение выдохнуло: уговорили из норки вылезти и даже книгу
Тарковского на время отложить.

«Ебические маки». Картон, масло. 67х98, 2010. Частная коллекция. 2008 .

 

Эскиз к картине «Небо движется с трудом». Холст, масло. 180х260, 2010.
Коллекция Таганрогской городской публичной библиотеки им. А.П. Чехова.

Некоторые художники перед белым холстом испытывают трепет: говорят, что
это – как невеста. Не такая Наталья Дурицкая – как увидит белый холст,
так стремится сразу его зарисовать.
Александр Кисляков – муж (художник товарищества «Искусство или смерть»)
— караулит: Наталья Ивановна, закончив работу, сразу же теряет к ней
интерес. И если холст не отобрать — запишет на следующий же день, не
задумываясь.
Но любимый цвет её «определённо зелёный», его художница сама замешивает.
Можно ли художнику оставаться «белым человеком»? То есть зарабатывать на жизнь только искусством?
НАТАЛЬЯ ДУРИЦКАЯ, ХУДОЖНИК: «Если б у меня не было друзей и приятелей, я бы пошла работать.
И недавно я решила пойти…Я как бы всё время в Таганроге – там у меня
мастерская и рядом – в продовольственный магазин требуется уборщица.
Пять тысяч рублей – нормальные ж деньги и на дороге не валяются.

Два дня работаешь – и два отдыхаешь. Но мне приятель сказал: ты знаешь, ничего не получится: ты за эту пару дней  так напашешься, что в остальное время вряд ли будешь заниматься живописью. Ты два дня будешь просто в себя приходить.

И я тогда поняла, что пять тысяч имеют значение, когда вообще ничего
нет».

 

 «Чёрное дерево». Картон, масло. 100×70, 2007. Частная коллекция. 

«Мне другие мерещатся тени». Картон, гуашь. 80х110, 1996. 

Накануне похода в «Вату» я получила директиву от сведущего человека:
«Иди на выставку. Чем интересна Дурицкая:
1. Редкий случай по нынешним контемпорарным временам — очень сильный
живописец. Контемпорарность, т.е. не как служение сиюминутному, а
исключительно «contemporary art» как эквивалент термина «актуальное
искусство». Многие актуальные/современные художники свято уверены, что
им не нужно изучать законы композиции, академический рисунок, живописные
постулаты и практики. Написал криво на заборе слово на три буквы пьяной
кошкой, вымоченной в кузбаслаке — всё, гений современного искусства!-)
2. Ненавидит свои выставки и боится (не умеет общаться) с людьми,
включая журналистов
3. Мир её настолько замкнут, что о приходе Путина к власти она узнала на
третий год отсутствия Ельцина
Это не анекдот. Подтверждаю.
4. Услышав в конце 2008, что в Штатах на выборах победил чернокожий
политик, страшно обрадовалась, спросила, как его зовут.
Потом звонит с вопросом, а нет ли в Интернете его адреса? Говорю — есть,
Вашингтон, Белый дом. Там, смеюсь, его все знают.
Ага, говорит, отлично. Пошлю ему в подарок картинку.

И ведь послала… Полотно называется «Сны бабушки Сары». Правда, в ответ
тишина. Наверное, выкинули по дороге в Белый дом :-)».
Галина Пилипенко: «Наташа, а вот сейчас кто нашей страной правит?»
Наталья Ивановна искренне вспоминает-вспоминает и, наконец, краснея (!)
признается: «Неудобно говорить, но я на выборы не хожу… А кто
правит-то?»
Чувствуя себя Колумбом и пиарщиком президента одновременно, сообщаю:
«Дмитрий Медведев».
Наталья: «А что, мир изменился, оттого что я не знаю?»

 

Duritskaya ‘Сны бабушки Сары». Бумага, гуашь. 68,5х52,5, 2008.
Отправлена в подарок г-ну Обаме в связи с его инаугурацией на пост президента США 

В белый январский день, Наталья Ивановна надела китайский пуховик, низко
надвинула капюшон на кепку-жокейку и, заплатив 10 рублей, вошла в
мужское отделение туалета в переулке Газетном N 46. Твёрдо, черным
фломастером по голубенькой кафельной стенке, обозначила: «Здесь был
Вова» (Велимир Хлебников), затем: «Здесь был Лёня» (Леонид Стуканов –
учитель Натальи Ивановны, художник, член товарищества «Искусство или
смерть», найденный мёртвым в своей мастерской в 1998 году.
Обстоятельства его гибели до сих пор остаются загадочными и
невыясненными (как и череда смертей других участников товарищества
«Искусство или…»).

 

Далее: «Здесь был Жека» (Евгений Шварц), «Здесь был Дюша» (Авдей
Тер-Оганян), «Здесь был Кол» (Коля Констатинов), «Здесь был Тима»
(Сергей Тимофеев).

Всего 13 «бывших», теперь уже исторических персонажей это сортирное
место посетивших, начиная с 1918 года (Мартирос Сарьян) когда здесь было
кафе «Подвал поэтов». И заканчивая 1988 годом «Выставкой в туалете».
Теперь в 2010 действия Натальи на языке искусствоведов называются
«Перформанс. Гендерная интервенция». Соавтор – фотограф и художник
Сергей Сапожников старательно музеефицировал этот процесс, наклеивая на
стены рядом с граффити аккуратные музейные таблички с биографическими
справками.

 

А первая строчка буклета «Здесь был Вова» звучит так: «Все унитазы впадают в Мировой океан».

Представителю группы «Мир», выпустившему буклет, говорю, что фраза мне очень нравится. Представитель смеётся: это строчка группы ГОГЕН из Симферополя. А текст песни опубликовала я в своём журнале «Ура Бум Бум». И кто помнит ту группу и тот журнал? Давно ж было.  С тех пор искусство стремится к анонимности. Как  анонимные алкоголики к… сами допишите к чему.

Но вернёмся к нашим писсуарам. Мне случилось быть в конце июля в отделении «М» туалета на Газетном – с ВГИКОвцами. Они снимали там фильм с рабочим названием «Подвал поэтов»и пригласили меня сняться для этой короткометражки. Так свидетельствую: одну табличку так и не отскребли.

Галина Пилипенко: Недавно биеннале современного искусства проходила вРостове. Вас что-то затронуло?
Наталья: «Ничего. Я немножко патриархальная в этом смысле. Для меня
важен холст и масло. Я не могу мозги свои переделать. Может быть, с
возрастом стану современнее».
Тем не менее, в биеннале участовала «вживую»: неподвижно сидела часами в
музее современного искусства на Дмитровской на фоне своего же полотна
«Малярка» и документальной фотографии, изображающей это её сидение».
Псевдо-смотрительница такая.

Фото: Андрей Крашеница

Предыдущую выставку Наталья назвала снисходительно — «Малярка». Эту
друзья подбивали наречь «Итоговой», но художница отмахнулась: какие
итоги? Просто 20 работ разных временных отрезков: «Небо движется с
трудом», «Чёрное дерево», «Цветы умирают в сугробе глубоком», «Ночное
море», «Раздражённый кувшин»…
Наталья: «Если брать полвека – отношение 50 лет к 100, то это много. Но
что ж сделаешь? Я ни возраста, ни стабильности, ни уравновешенности не
чувствую и мудрее не стала.
Накануне юбилея своего Наталья услышала по любимому каналу «Культура»
фразу: «Не будем жить прошлым, а станем жить будущим» и сильно
удивилась. Как так? Мы же сейчас живём. А завтра – как получится. Можем
и не проснуться».
Ну а если глаза открылись – сами знаете что делать: «Скажи спасибо».
На полотна пялилась Галина Пилипенко

«Аллея Сутина». Холст, масло. 140х95, 2008. Коллекция Музей актуального искусства ART4.RU (Москва).

«Аллея Сутина». Холст, масло. 140х95, 2008. Коллекция Музей актуального искусства ART4.RU (Москва). 


«Море ночью». Картон, масло. 33х36,5, 2008. Частная коллекция.

«Голубая ваза». Холст, масло. 57х47, 2003. Частная коллекция.

Комментарии

ГМ… Масленная мышка?:))) волны гасит ветер – слова греют сердце:))

люсико
очень классное интервью!
молодец Галина, молодец Наталья!
очень сочные краски, очень необычный интересный человек!
Удачи вам, креативные барышни, в умении писать маслом и мышкой!

Киркин
значит кислков этот не художник-людаед а художник-спикулянт!!!

rukami_inogami
… а вот, поговаривают, к Кислякову, выстроилась очередь желающих участвовать в следующем биеннале…интересно – «почем?» и «кто последний?»

Галина Пилипенко
Интересно, какая минимальная цена за картину Натальи Ивановны? Я понимаю, что это очень глупый вопрос и всё индивидуально, но всё же?

С. Ильич
Нужно знать Наталью Ивановну. Ещё не родился тот, кто заставит сделать Дурицкую что либо поперёк её собственного желания.

Киркин

вот же где касяк.. не по своей хателке сидела на беенале значица. то то я удевлялся. кисляков заставил челавека. одно слово – художник-людаед. зачем женьщину мучал?

rukami_inogami

А что сделаешь?… муж – людаед… Правда, слышал, – когда коммисары не взяли ее работы на биеннале ( типа – надо квадратиками из компьютера), то кисляков обозлился (ну людаед) и выставил ее работу, да и – саму Дурицкую, живую – на» радость» организаторам… может люди и не врут?

Киркин
вот блин же.. умеет же человек рисавать! ну на фига в сортиры то лазить? с людаедами все панятно. ей это зачем?

bondarewww

Дурицкая не дурит ! главное – краски и холст ! всё остальное – видимость!  Наталья ….удач Вам и благ !