Ростовская актриса Таисия Михолап стала народной. Но только в кино

Таисия Михолап
Народной артисткой она была. Но в кино. И 90 лет её уже исполнялось. Тоже в кино. В жизни — чуть-чуть по иному.

9 мая бывшей ростовской, а теперь московской актрисе Таисии Михолап исполнилось 60.

Наверное, дата рождения обязывает быть победителем. И решительным человеком — в 57 лет Таисия Сергеевна решила, что пришло время «другого», как она выражается.

27 марта три года назад она с огромным букетов тюльпанов вошла в кабинет Галины Волчек. «Вы чего это?» — подозрительно спросила новенькую Галина Борисовна.

«Так день театра же» — напомнила актриса.

Галина Пилипенко: Таисия Сергеевна, как у вас получилось изменить свою жизнь? Из ростовского молодёжного театра да в столичный?

ТАИСИЯ МИХОЛАП АКТРИСА ТЕАТРА «СОВРЕМЕННИК» (МОСКВА): У меня и в Москве, когда берут интервью, ТОЖЕ СПРАШИВАЮТ: «КАК ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Отвечаю: в течение 2-3 минут перевернулась вся жизнь. Позвонил Кирилл Серебренников: «Таисия Сергеевна, завтра в 12 часов на вахте «Современника»!

Мы встретились, и он дал мне роль, и я сразу пошла репетировать. Это было 25 марта.

С Волчек разговор был очень короткий. Дальше оставалось только вернуться в Ростов и рассчитаться. А за два года перед этим сын купил нам в Москве квартиру. И мы, естественно, ездили бы в Москву только к детям.

Г.П. То есть, и воссоединение с детьми произошло и с Кириллом?
Т.М.: Единство с Кириллом давнишнее.

Г.П.: Ваш пример подтверждает: в Ростове нельзя реализоваться.

Т.М.Почему? Я прекрасно работала в ТЮЗе, и была довольна и никогда и мысли не допускала уйти из театра.

Но коль так сложилась судьба — у меня только радость и счастье. Сейчас играю в спектакле «Антоний и Клеопатра» с Чулпан Хаматовой и Сергеем Шакуровым.

Кирилл Серебренников,Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Фото: Jiucy Presto

Это была моя первая — московская роль, потом «Мален» Метерлинка и «Дама с камелиями» — спектакль Ерёмина — вот так всё вернулось.

Ведь именно Ерёмин нас позвал в ростовский ТЮЗ.

Г.П.: Вы же балериной начинали?

Т.М.: Ого, куда вы забрались! Да, но потом же был Луганский музыкально- драматический, затем Кононенко пригласил меня в Днепропетровск на «Ромео и Джульетту» и я проработала там 4 года. Там мы с Михолапом встретилась, замуж вышла, сына родила. А дочь уже — настоящая донская казачка — появилась на свет в Ростове.

И вот мы на гастроли проездом через Ростов с украинским ТЮЗом — и тут остановка — 5 часов — мы к друзьям заехали в ростовский ТЮЗ — Боря Гранатов и Ира Пулина. Переговоры длились 20 минут — и нас пригласили в Ростов. И уже с гастролей мы вернулись не в Днепропетровск, а в Ростов. Это был 75 год. Всё всегда быстро!

Г.П.: Что за персонаж у вас «Антонио и Клеопатре»?

Т.М.: Хармяна — самый близкий Клеопатре человек — подруга — служанка — мама — всё в одном. Мы вместе в финале умираем. Хармяна первой, Клеопатра — второй.

Г.П.: А кино?
Т.М.: В этом сезоне снялась в трёх фильмах: в «Цыганках» Алексея Пиманова я сыграла реальный образ народной артистки – Марьи Васильевны Скворцовой. Время действия – 46 год. Роль хорошо выписана и я довольна.

Следующая роль – небольшая в картине «Мужчина в её голове». Сценария я не читала. Пиманов только рассказал суть, и я сыграла эпизод. Но приличный.

В начале лета будут съёмки в Барселоне – ждём потепления, потому что нужна природа. Я играю маму двух главных героев. Время — 90-ые бандитские.

Перед новым годом прошёл сериал «Почтальон», там у меня роль бабы Марфы — 90 летней старухи. Она живёт в лесу, собирает корешки на болоте и вылечивает героя больного раком. Из-за этого весь сыр-бор и разгорается: все надеялись, что он умрёт, а он выжил.

В этом году снялась в картине Василия Константиновича Мищенко «Суд присяжных». Ещё есть приглашение поработать в фильме, который будет сниматься, в том числе и в Ростове, но пока боюсь говорить-загадывать. И кризиса боюсь.

В ТЕАТРЕ МЕСЯЦ НАЗАД БЫЛА ПРЕМЬЕРА — Галина Борисовна Волчек сделала эксперимент взяла из ГИТИСА молодых режиссёров разных педагогов и предложила: берите любую пьесу и любых актёров. Было четыре режиссёра, и в один экспериментальный спектакль я попала: пьеса Былёвой Лены из Кагалыма, режиссёр — Плаксин.

Г.П.: Вам 60 летие уже не страшно — ведь в кинематографических 90 летах вы уже побывали?

Т.М.: Я из-за возраста не переживаю: главное есть здоровье, а годы теперь уже не считаешь — ну 60, ну и что?

Г.П.: Утро Таисии Михолап, какое оно?

Т.М.: Утро, когда репетиции — это одно утро, а когда свободна — совсем другое. Когда репетиция — только проснулась, а все мысли уже там, тем более, если в театре. Это же совсем другой процесс, нежели в кино. Кино — ночью выучил, повторил и вперед, собрался и всё — весь в напряжении — целый день. В театре — поиск. Театр — это более спокойно, есть возможность искать. Сегодня не получилось ничего — есть завтра, кино же — совершенно другое — вышел и сразу сделал.

Г.П.: Актеры, как правило, мечтают сыграть Гамлета. О какой роли мечтаете вы? Т.М.: Ну что такое мечтать? Главное, чтобы была работа и чем больше её, тем лучше. Вот и всё.

Г.П.: Ваши дети не в актерстве?

Т.М.: Нет, не в актёрстве — к счастью. Профессия такая — есть удача — хорошо. А если нет — начинаются болезни, переживания, душевное неравновесие. И это ужасно: И актёрская невостребованность — это самое страшное. Почему многие ребята и уходят из профессии — приходят, отучившись, а они — нет, не нужны. Трагедия! Хорошо, если, уйдя, они обретут себя.

У меня был период, когда я в 40 лет играла золушек. Это еще, куда ни шло: я была худенькая и на сцене нормально выглядела. Золушки, Алёнушки и все подобные героини, но «мам » не давали. И сидишь в этот переходный возраст. Это — профессия! Но уже всё — менять не буду.

Г.П.: В каких сериях картины «Ростов-папа» Кирилла Серебренникова вы были заняты?

Т.М.: «Шли по городу две свинки» — армянская серия и моя роль — матери героини.

И в «Боях без правил» я — дрессировщица голубей — два месяца перед этим в цирк ходила — училась — у меня был полностью номер.

Кирилл — один из лучших режиссёров. Он востребован, он — мэтр и всё что он делает — потрясающе. Это режиссёр без почерка. Пока во всяком случае. И любая его работа потрясает.

Сейчас будет его премьера «Трёхгрошовой оперы» — ни один его спектакль не похож на предыдущий. Он каждый раз — неузнаваем. Он напрочь лишён апломба — всегда доходчиво, кратко и понятно говорит, чего он хочет.

(Ещё в фильме «Единица хранения или Дневник убийцы»- запозадало вспомнила я — Г.П)

Г.П.: Вам важно — остался в фойе ростовского молодёжного театра ваш портрет или нет?
Т.М.: Конечно не висит. А почему он должен там висеть? Не, мне это не важно. Хотя с этим театром полжизни прошло. Но ушла — и уже другое.

Александр Михолап, муж: Когда Таисия пришла к Волчек и та её спросила: «Как насчёт звания? Звание есть?»

Тая говорит: «Нет». И Волчек так порадовалась!

Дело в том, что, насколько я знаю историю «Современника», они не пользуются званиями и на портретах не написано — кто заслуженный, а кто народный. «Значит — резюмировала Волчек — Вы — настоящая актриса».

Таисия всегда была талантливым человеком, и пришло её время. Она долго терпела и ждала этого момента, и она его заслуживает.

В семье у нас тоже происходили немаловажные события, связанные в этим. Я ведь тоже актёр — долгое время играл в театре Горького и в ТЮЗе. И вдруг Таисия начала сниматься в кино, а у меня всё в груди играет, на такую зависть исхожу!

И прям даже анекдот случился: звоню я Серебренникову в очередном припадке актёрского самолюбия и говорю: «Кирилл, чтоб моей фамилии в титрах не было!».

А это снималась «Ласточка» — первый фильм Таи.

Кирилл: «Как так? Да вы что?»

И через неделю выходит огромная статья в газете: «Слазь с моей фамилии — сказал муж жене, которая снимается в кино»!

В конце концов, я научился смотреть на себя со стороны. И сейчас всё это ушло и теперь — ничего — кроме гордости, что всё у Таисии складывается и в театре и в кино. Меня это радует, и я даже как-то на себя это принимаю — мы же вместе все-таки 37 лет.

Я сейчас временно безработный и надеюсь больше не работать, хотя мне тяжело было расставаться с моим театром в Ростове, но так сложилась жизнь.
Галина Пилипенко
10 мая 2009