Кино-на-Дону
1956 год. Толик Пилипенко — обаятельная улыбка, косая челка и белоснежная обувь. Студент ростовского кинотехникума. Прибыл в Ростов-на-Дону со станции Шептуховка (она же — Михайло-Александровка Чертковского района) для изучения продвижения кино — в массы. Как там в фильме «Москва слезам не верит» про обувь говорилось? «А терпеть не могу, когда у мужика нечищеная обувь…» У Толика (позже он стал моим папой) обувь не просто вычищенная, а ещё и зубным порошком облагороженная. Рецепт из прошлого: порошок мешать с молоком, тогда он дольше не осыпается. Популярностью пользовались марки «Особый» и «Мятный». Впрочем, слово «популярный» не совсем точно — выбирать-то не из чего было. Анатолий Дмитриевич Пилипенко в ростовском кинотехникуме учился в 1956-57 годах. Папа говорит: «Всё гремело тогда». За просмотр документальных успехов Родины взимали 10 копеек. То есть удлинённый сеанс приносил длинный рубль — дополнительную выручку и одновременно выполнял задачи пропаганды. Просмотр кино сопровождался лузганием национального продукта. Кроме семечек никаких других лакомств не водилось. У сельского клуба. Крайний справа — киномеханик Анатолий Пилипенко Рассказывает папа: «Неотрывно смотрели: «Как закалялась сталь» по Николаю Островскому, «Подвиг разведчика», «Зоя Космодемьянская», «Она защищает Родину» (не путать с «Они защищали Родину» Василия Шукшина). В обязанности кинщика входило склеивание порванной пленки (а тогда она была горючая и клеить ее было опасно). Два раза в год строго сдавались экзамены по противопожарной безопасности. Одна из причин частых пожаров во время кино-сеансов была проекционная лампа. Ее задача — просвечивать кадр, чтобы на экране появлялось большое изображение. Лампа могла нагреть пленку до такой степени, что она вспыхивала. Кажется, достаточно было 60 градусов. Я уверена — если бы кто-то занялся исследованием того — на каких именно кадрах вспыхивала пленка — то стало бы моментально понятно — на любовных, конечно (сделали бы вывод аналитики женского пола). А мужчины бы постановили: на ажиотажных! Именно после просмотра «Тарзана» пацаны ростовской области и шире лезли на деревья, висели на ветках и кричали «ия». И, независимо от пола, услаждались индийскими шедеврами, особенно культовым признавался «Господин 420». Хит «Бродяга» Ража Капура тогда же моментально переложили на русский язык. «Я в японских ботинках Разодет как картинка в русской шапке большой, но с индийской душой». Папа уверяет: Майкл Джексон и фанатизм вокруг его имени не идет ни в какое сравнение с той любовью, какой пользовались тогда танцы и песни индийского кино. Нельзя сказать, что в кино ходили нарядно. Хотя шиком считались — узкие брючки, которые надевались с мылом (опять мыло! В прямом смысле!), а вообще же нищета царила страшная и ходили кто в чем. Потому как разруха послевоенная и, чтобы выжить, работали с утра до ночи. При техникуме функционировала областная школа киномехаников, которая за 9 месяцев готовила «кинщиков» для области. Преподавали предметы «Техника кино» где изучались все аппараты — КПТ (кинопроектор театральный 1 и 2; СКП-26 стационарные киноустановки и передвижные — узкоплёночная «Украина» одесского производства.
Папа писал исключительно красиво! (Тогда существовал школьный предмет — чистописание и пользовались перьевыми ручками. Например, выведя основу буквы «Ц» надо бросать нажим и уже легко прорисовывать хвостик. Выпускались перья, которые так и назывались «перо с нажимом». Еще была разновидность пера «уточка», чтобы писать буквы одной толщины. А вы говорите японская каллиграфия! Черчение, правда, сохранилось — давая понятие о пространстве и приучая к аккуратности. Мама, кстати, котировалась как самая богатая в классе — потому что у нее единственной был портфель. Красный! И клеёнчатый портфель стал простым облезлым портфелем. Мама: «Вот от бабушки было мне чертей!» Конечно, мама тогда еще не вышла замуж за папу. Это позже мама удостаивалась бесплатного прохода в кинозал… А потом они поженились и в итоге, можно сказать между двум киносеансами родилась я. Но это уже другая история со ВГИКом, конечно, связанная, но только отчасти). Анатолий, его дочь Галина Пилипенко (то есть я) и Валентина Пилипенко. Моей младшей систерс Люси еще не было После окончания учёбы папа в Чертковский район привозил иллюзорный мир — в маленькие хутора дворов по 40 — Каменная балка, Ново-полтава, Победа (переименованный хутор, до этого назывался «Роттефане» и был немецкой колонией), Ранняя Заря, Василёвский, Ходаково и самый большой хутор — Карповка (насчитывал почти 200 дворов и находился на границе с Украиной). Сейчас эти маленькие родины стёрты с лица земли. На хуторе Чайкин его жили Чайкины, Босенко, Кунаковы, Кружилины,Кузнецовы, Отюцкие, Барановы, Серенко, Колесниковы… Всего-то 20 дворов. Люди — богатейшего склада ума.
Смотрели фильмы. Просмотр сопровождался ароматом цветов и трав… рядом лес, пруд. Дети заготавливали букеты полевых цветов и вручали киномеханикам!».
Село Михайло-Александровка или Шептуховка (два имени у одного селения). Фото нашла в сети. Автора не знаю. С 1957 года по 1966 год, то есть 9 лет папа нёс кино в массы. А кино-техникум превратился во ВГИК. Актёром и режиссёром можно будет стать в Ростове Для меня его перевоплощение связано со скандальчиком. Директор, а обзывается! Ну, поскольку я любительница поискать знаки, вне зависимости от того, есть они ли нет, то что-то я увидела в том, что дипломник первого выпуска ростовского ВГИКА, то есть экс-кинотехникума, Алексей Соловьёв снял видео-дипломную работу и… позвал меня поучаствовать! И в этом году состоялся первый выпуск. Кстати, вместе с новым названием пришло и другое новшество: учащихся обязали приносить с собой сменную обувь. Дочь киномеханика — Галина Пилипенко More from my site |