Виктор Лагутин. Человек-праздник

 

Первое мое знакомство с Виктором Лагутиным состоялось в 94-м. Я был молодой и «зеленый», а  Виктор к тому времени уже лет 20 вел программу «День Дона». Его узнавали на улице, а таксисты возили бесплатно… Конечно, не стоит  забывать других «звезд» донского телевидения, например, Владимира Диброва и Людмилу Солонухину (кстати, именно Л.А. Солонухина помогла мне сделать первые шаги на ТВ, а В.А. Дибров позже стал моим непосредственным руководителем на ДОН-ТР), но Лагутин как-то выделялся среди коллег.

Роман Белиенко и Витор Лагутин 1 сент 1995

 

 Роман Белиенко и Витор Лагутин 1 сент 1995. Фото Роберта Григоряна сохранил Рома Белиенко

Тогда я работал в городской пресс-службе и приносил в «День Дона» уже готовые телерепортажи, многие из которых, кстати, выдавал в эфир именно Лагутин.  Мне запомнилась наша первая встреча: зайдя в редакцию «Дня Дона», я увидел Виктора. Он первым протянул мне руку и сказал: «Здравствуйте! С праздником!».

Я впал в ступор: такой известный человек поздравляет меня с праздником? Честно говоря, я уже не помню, как Виктор отшутился на мой вопрос «что за праздник?». Но это было не столь важно. Обаяние Лагутина так и перло из всех щелей. Я мог наблюдать, как Виктор подшучивает над коллегами или звонит кому-то по телефону со своим неизменным «Здравствуйте! С праздником!». Другими словами, это был «Человек-праздник»!

Мне очень льстило, что где-нибудь до или после репортажей о посевной или уборки урожая, периодически выходили мои сюжеты. Лагутин, выдавая их в эфир, согласно канонам советской дикторской школы (вспомните программу «Время!»), принимал особенно торжественный вид и вещал: «Сегодня в администрации Ростова-на-Дону состоялось заседание коллегии… репортаж Романа Белиенко…».

А мне так и казалось, что вот-вот он сейчас добавит: «С праздником, дорогие товарищи!»

Лагутин был ни много, ни мало — руководителем дикторского отдела. Однажды, придя из отпуска, он узнал, что отстранен от должности, а его место занял тогда еще очень молодой, но подающий надежды Вячеслав Завьялов.

А спустя время дикторский отдел и  должность диктора вообще упразднили — эфир «Дня Дона» стали вести  корреспонденты, редакторы программы и т.д. Реформы не обошли стороной и наше телевидение.

В общем, Виктор тогда остался не у дел, но он не сдавался! Он нашел себе единомышленника — Валеру Рогова. Вместе они придумали развлекательную программу «Динь Дон». С Валерой все понятно – он был «заточен» под юмористическую подачу материала.

Но Лагутин?! Можете себе представить человека, который пару десятилетий вел торжественно-официальную информационную программу, а потом вдруг стал работать в развлекательном жанре?

И  у него получалось! Хотя, программу долго не пускали в свет. Появилась в эфире она уже под другим названием — «Мелочи жизни».  Кстати, в 1997 году репортаж Виктора Лагутина и Валеры Рогова был признан лучшим  в популярной в те годы программе «Времечко» (НТВ). Но ребята об этом не знали — только через несколько месяцев энтэвэшники дозвонились Виктору домой и сообщили эту приятную новость.

«Мелочи жизни» испытывали большие проблемы — им постоянно не давали съемочные группы, монтажное время… Крутились, как могли. Для съемок программы иногда привлекали молодого ассистента-оператора — Жору Пойтяна, который почти что окончил операторский факультет ВГИКА, но диплом так и не получил.  Так вот, именно Лагутин помог Пойтяну перейти из ассистентов в операторы.

Однажды Виктор позвонил мне и с болью в голосе попросил о помощи: в Ростов приехал «Городок», у них намечена совместная съемка, а оператора «Мелочам жизни», как всегда, не дают. Камера была в моем распоряжении (я тогда еще работал в пресс-службе мэра Ростова и совмещал должность корреспондента и телеоператора). С Олейниковым и Стояновым мы встретились в гостинице «Интурист», в номере, в котором проживали актеры. Время поджимало, поэтому Лагутин на удивление быстро обговорил с ними детали съемки, и я включил камеру…

Я уже не помню в подробностях детали, но по сюжету Лагутин и Рогов вместе с «городковцами» пели песни под синтезатор и пили водку. Но водка была фальшивой — «пузырь», который принесли с собой «Мелочи жизни», забраковали. Пришлось вылить водку в раковину и перед камерой пить воду, налитую в бутылку из-под крана: актеры просто не могли себе позволить пить на гастролях и, если не ошибаюсь, вообще тогда не выпивали. Передача получилась достаточно интересной и  юморной.

Помимо прочих, в «Мелочах жизни» засветились «Джентльмен-шоу» и другие известные юмористы, – Лагутин и Рогов стремились максимально использовать все ресурсы, чтобы поднять рейтинг программы.

Но все когда-нибудь кончается – Виктор решил баллотироваться в депутаты одного из округов Ростова. В итоге с телевидения он то ли сам ушел, то ли его «ушли».

Затем моя жизнь взяла крутой поворот, и мне тоже пришлось распрощаться с телевидением.  Лагутин как-то выпал из моего поля зрения. Но я знал,  что в последние годы он работал на другом телеканале и активно занимался предвыборными технологиями.

Однажды мне сказали, что Виктора не стало…

Тогда мне сразу же вспомнилась коронная фраза Лагутина, и я подумал: неужели праздника больше не будет? Нет! Пока мы помним этого человека с его юмором и нескончаемым оптимизмом, ПРАЗДНИК ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Роман Белиенко. Апрель, 2013.