Сегодня ростовчанину исполнилось сто лет!

Сегодня новость для Ростова вековая! 20 ФЕВРАЛЯ СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ОТМЕЧАЕТ ПРОСТОЙ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  — ФЕДОР СВИРИДОВ.

История жизни этого замечательного человека, Фёдора Кузьмича Свиридова, началась в 1912 году. Рано осиротевшего мальчика привёз в Ростов-на-Дону его дядя, мастер-плотник – Леонтий Иванович Свиридов. Сначала были тяжкие полтора года в приюте, а когда Федя подрос, то в 1922 году дядя взялся учить его своему ремеслу. Жили на Нижнегниловской, снимали угол. Дядя иногда уезжал на заработки – надо было хоть что-то посылать семье. В Ростове в эти жестокие переломные годы трудно было с заработками. Однажды Леонтий Иванович уехал на целых два месяца. Фёдор ходил по дворам, чинил, строил. В общем, за два месяца сумел заработать шестнадцать рублей – не густо, конечно, но и не мало по тем временам.

Фёдор Кузьмич Свиридов

В шестнадцатилетнем возрасте юный Фёдор поступил на гвоздильный завод. Там же, рядом, на Сенной (сейчас ул. М.Горького), была заводская столовая. Еды не хватало, и паренёк, заходя в столовую, ел хлеб и горчицу, которые бесплатно стояли на столах. Работницы столовой жалели вежливого и аккуратного юношу, старались подкормить. А потом и предложили ему идти к ним, в кухонные рабочие. Фёдор недолго раздумывал. Но он понимал, что нужно получать профессию, и поступил в поварской техникум, который находился недалеко от столовой. Стал учиться на повара. Дело пошло хорошо – у парнишки обнаружился талант, и к окончанию его уже пригласили на работу на труболитейный завод, который потом стал гипсовым заводом.

И вот там молодой повар Фёдор Кузьмич встретил Её. Клавдия Ивановна работала официанткой в рабочей столовой на том же заводе. Фёдор Кузьмич вспоминает, как они вместе ходили смотреть в тридцать втором году кинофильм «Путёвка в жизнь».

Кадр из кинофильма "Путевка в жизнь"

Кадр из кинофильма «Путевка в жизнь»

 

Влюблённые встречались полтора года. Потом свадьба, и в 1934 году родился первенец, Виктор, в 1936 – второй сынок, Вова, который, к горю молодых родителей, не дожил и до двух лет. В 1939 появилась на свет желанная доченька – Ниночка. Тёща, Агриппина Марковна, была счастлива едва ли не больше родителей.

Фёдор Кузьмич Свиридов

Грянул чёрный июнь 1941 года. Фёдор работал на аэродроме, ему предлагали эвакуироваться – отказался. Мол, куда – жена, дети… В сентябре призвали в армию. После первого освобождения Ростова на 29-й линии делали переправу. Две недели, под воздушным немецким огнём. Многих ранило, многие погибли. Фёдор Кузьмич в тот раз вышел без царапины. «В пилотках, в обмотках, мы воевали за Победу. И победили. Не знаю, как – но победили», — рассказывает Фёдор Кузьмич. Потом был Миус-фронт, страшные ранения в голову и в ногу. Двое суток лежал в поле, в кювете – шли бои, добраться до раненых было нельзя. Дальше – госпитали в Зернограде, Ростове-на-Дону, Тбилиси… Беда не приходит одна, говорит поговорка. В1943 году умирает любимая жена, Клавдия Ивановна.

Детей поднимала тёща. С какой теплотой и любовью рассказывает Фёдор Кузьмич об этой простой русской женщине: — «Что бы мы без неё делали! Не хочу даже слушать анекдоты о тёщах. Для меня она была матерью».

В сорок четвёртом вернулся солдат домой на костылях. Недалеко от дома остановился передохнуть. Вышла из ворот казачка незнакомая – встретила, позвала в дом. Заварила чаю. Разговорились – оказалась, работает она в собесе. Рассказала, как на учёт становиться. Позже, когда выписали Фёдору Кузьмичу летние сандалии из свиной кожи, он принёс их домой. Агриппина Марковна и говорит: «Носить ты их не будешь – мы их сварим. Они свининой пахнут». Голодно было. В Хопрах пожар на элеваторе случился – всей семьёй пошли и на санках 30 килограммов горелого зерна привезли. Так и выжили.

 

Подрастали дети. В 1972 году Фёдор Кузьмич открыл газету и увидел объявление: «Телерадиокомитету требуется плотник». Пришёл. Устроился и проработал до 1990 года. Помнит плотник Свиридов, как строился Дом радио. Сейчас Фёдор Кузьмич живёт с дочерью, Ниной Фёдоровной, и зятем, Александром Ивановичем.

Гордость Александра Ивановича — куст лимона, который он заботливо вырастил. Существует поверье – в домашних условиях лимон расцветает только у людей, совершивших добрый поступок. А деревцо в семье Фёдора Кузьмича Свиридова всё сплошь усыпано бутонами. Набухли бутоны на редкостном растении – вот-вот распустятся. Зацветёт, наверное, ко дню рождения, к столетию Фёдора Кузьмича. Значит, жизнь в этом доме добрая, светлая, искренняя и радостная.

Здоровья Вам, Фёдор Кузьмич, Вам и детям, внукам и правнукам Вашим, Добра и радости!

Инна Бондаренко. Фото автора