Кино вне законов гравитации

Николас Гумберт и Вернер Пенцель

Николас Гумберт и Вернер Пенцель

Когда в конце 80-х годов Николас Гумберт и Вернер Пенцель основали кинокомпанию «CineNomad» («Кинокочевник»), имена обоих художников уже были известны во многих сферах искусства: их деятельность была связана не только с кинематографом, но и с литературой, театром, живописью и музыкой. Также оба художника питали страсть к частой перемене мест, что сильно повлияло на их дальнейшее сотрудничество: после создания творческого тандема они начали путешествовать вместе.

Первой работой художников стал короткометражный фильм «Krampus» («Крампус»), созданный в 1983 году. Их первый полнометражный фильм «Lani und die Seinen» снят в  1989 году и даёт зрителю возможность наблюдать за тем, как его авторы  скитались вместе с цыганской семьёй по дорогам Германии и Франции. Затем в течение нескольких лет оба художника работали над собственными проектами.

В 1984 году Николас Гумберт снял художественный фильм «Nebel Jagen» («Преследователи тумана»), а в 1986 году – документальный фильм «Wolfsgrub» («Вольфсгруб»). В этот же промежуток времени Вернер Пенцель, путешествуя по Египту и Никарагуа, создал художественный фильм «Pirates du Silence» («Пираты молчания») и документальный фильм «Adiós al Odio» («Прощание с ненавистью»).

Постер фильма 'Шагни через границу'

Постер фильма ‘Шагни через границу’

После продолжительного перерыва их первым крупным проектом стал музыкальный фильм «Step across the border» («Шагни через границу»), снятый в 1990 году и посвящённый Фреду Фриту, английскому музыканту и композитору. Этот фильм неожиданно привлёк внимание критиков из разных  стран и получил награды на многочисленных фестивалях. В 2000-м году влиятельным парижским журналом «Cahiers du Cinema» фильм  «Шагни через границу»  был признан одним из ста наиболее значимых в истории кинематографа. Это не только фильм-портрет: также это гимн творческому процессу и вдохновению.

Ива Биттова и Фрэд Фрит - 'Шагни через границу'

Ива Биттова и Фрэд Фрит — ‘Шагни через границу’

В основе  работы лежит встреча Фреда Фрита, Николаса Гумберта и Вернера Пенцеля – художников, которые при помощи своих визуальных образов и музыки делают нас соучастниками творческого процесса. Они заставляют чувственно осознавать наше собственное восприятие и приближают нас к ослепительно яркому сиянию действительности.

Фрэд Фрит - 'Шагни через границу'

Фрэд Фрит — ‘Шагни через границу’

Следующий фильм Николаса Гумберта и Вернера Пенцеля «Middle of the Moment» («Середина момента») создавался на протяжении четырёх лет. Он посвящён ритму кочевой жизни обитателей пустыни и артистов цирка, благодаря которым авторы создают  собирательный образ  кочевников всего мира.

Работая над этим проектом, художники  пытались обозначить границы того, что не может быть описано словами, – истины бытия. Авторы, используя образы, излучающие чарующую простоту, приглашают зрителя присоединиться к поиску того средоточия, суть которого заключена в равновесии между блаженством и небытием.

Николас Гумберт и Вернер Пенцель

Николас Гумберт и Вернер Пенцель

Пока что «Three Windows» («Три окна») – самый поздний проект Николаса Гумберта и Вернера Пенцеля. Он был продемонстрирован публично и представлял собой реализацию тех идей, которые возникли у художников во время работы над предыдущими проектами.

Эта картина была киноповествованием, размещённым на трёх экранах. Разные чёрно-белые изображения одновременно проецировались на три поверхности, сливаясь в единое целое. Данная работа была почти полностью снята на греческом острове Патмос и посвящалась американскому поэту-минималисту Роберту Лаксу.

Задумчивая песнь величественной чистоты и возвышенности, эта работа была создана, чтобы напомнить зрителю о поиске своего собственного пути, пролегающего между образами и звуками. Здесь вопреки логике подразумевалось, что 1+1+1=4, потому что среди трёх экранов неожиданно появлялся четвёртый элемент. Им был внутренний, духовный образ, открытое пространство в глубине нас, то место концентрации и счастья, где художники предлагали нам задержаться.

Как и те немногие режиссёры, значимость работ которых для нас не поддаётся сомнению, Николас Гумберт и Вернер Пенцель – художники, виртуозно использующие приём символического параллелизма. Их кино имеет два основных аспекта.

Во-первых, это концентрация на конкретном предмете: они всецело проникают в его текущее состояние, и их собственное время оказывается согласованным с теми людьми, с которыми они связывают свои работы. За этим скрывается желание многократно усилить чувственное восприятие и авторов, и зрителей. Даже если реальность созерцает кто-то один, у него всё равно появляется шанс увидеть общий смысл, узнав символы в том множестве образов и звуков, которое окружает нас и делает эти символы очевидными.

Во-вторых, авторы упорядочивают материю, слагая из неё повествование, увлекающее нас подобно музыкальной композиции с присущими ей рифмами, гармонией и контрапунктом. Это делает фильм особым темпоральным пространством, где время воспринимается совершенно иначе, нежели обычно.

Этот творческий подход авторов также включает в себя их систему политических взглядов. Вместе с группой друзей и помощников, которая формировалась в течение нескольких лет, Николас Гумберт и Вернер Пенцель создали фильмы, ставшие особым видом кино – это был вызов традиционному однообразию звуков и образов, окружающему нас. Перед ними стояла сложная задача, так как им было необходимо, находясь в авангарде, суметь избежать обвинения в «объявлении войны». Им удалось найти выход, и они разрушили систему крайне искусно, используя лишь художественные средства. Своим подходом ко времени они создали мир, расположенный где-то между грёзами и сосредоточенным наблюдением. Это наделило их властью управлять реальностью подобно фокусникам, и они, пользуясь этим, выступили в роли наших проводников на изумительной и неповторимой дороге. Эта дорога пролегает через их творческий путь, расположенный в особом измерении, и подводит нас к самому сердцу современного кинематографа.

Пенцель и Гумберт

Николас Гумберт и Вернер Пенцель

Работы Николаса Гумберта и Вернера Пенцеля имеют большой успех благодаря исключительной искренности, раскрывающей в нас способность к созерцанию. Их фильмы – это приглашение посетить мир, открытый нашему созерцанию и осмыслению.

Благодаря любви к экспериментам со звуками и образами, а также тому удовольствию, которое они получают от этого, Николас Гумберт и Вернер Пенцель подобно искре зажигают в нас удивительную внутреннюю готовность работать со своим собственным восприятием. И наше воображение, и наш разум к подобной деятельности в равной степени располагает то, что нам предложено пространство, в котором мы можем совершенно свободно скитаться, не чувствуя себя одинокими. В то же время чёткость и условная строгость, присущие этим работам, напоминают традиционную архитектуру и возвращают зрителя к истокам нашей культурной памяти.

Как кратко описать их творчество? Это поиск того ритма, которым обладают странники и который неподвластен силе земного притяжения.

 

Жан Перре,

директор фестиваля документального кино Visions du Réel

(Ньон, Швейцария)

 Trans. G. Slava, 2013