Ростовчане! С калмыцкой весной!

Надпись в календаре «февраль» не страшна: калмыки уже встречают весну. Песнями о земле родной и пиром.

Голодная и холодная зима отступает в первый, так называемый «белый месяц». Угощают мясом, чаем и борцоками — это такие пышки с дыркой в центре — в связке на манер бубликов. На рассвете полагается обходить буддийский храм по часовой стрелке и спрашивать: «Благополучно ли вышли из зимы вы и ваша скотина?»

И в это же февральское время наступает новый год по восточному календарю. Готовятся подношения. Масса называется торма. Она представляет собой смесь из пережаренной ячменной муки, масла и мёда. И всякий желающий может вылепить подношение Будде в форме фаллоса. Во всех религиях это означает плодородие.

В Тибете, правда,  в торму добавляют масло яка, в Ростове довольствовались  подсолнечным. Калмыцкая диаспора и члены общественной организации «Буддизм Алмазного пути» объединили два сезонных праздника в  музее ИЗО на Чехова.

АННА ДАНЦЕВА ЭКСКУРСОВОД: «Елки и Санта Клауса в Тибете нету. Просто до прихода буддизма была шаманская религия бён. Очевидно, в шаманизме существовали способы празднования нового года, но мне они неизвестны. Ноя знаю общепринятое: изготавливается из дерева штука, похожая на раму. Её бросают в костёр и сжигают, символизирует это сжигание всего плохого, уходящего. Это напоминает наши святки — когда сжигают соломенных баб — проводы зимы -встреча весны».

На встрече говорили о том, что идеальность мира — в многообразии. В том числе и религий.

Галина Пилипенко и Вова Хорогозян сняли сюжет для «Россия-Вести-Дон».