Александр Васильев СПЛИН – Винни-Пух

СИГНАЛ ИЗ КОСМОСА послала группа Сплин. С помощью(мощью)  компании Navigator Records, сигнал дошёл до нас 22 сентября 2009.

По этому случаю, разбросав старые скафандры и куски  слежавшихся до состояния ваты, облаков, я раскопала в сундуке магнитную запись разговора с Сашей Васильевым. Вот его расшифровка.

В общем-то, слово «сплин» — это тоска, чего не скажешь о группе из Петербурга, которая себя так нарекла. «Сплин» называют русской Нирваной. Есть что-то в этой группе не только от Кобейна, но и от блюрооазисовской брит-поповой волны. 

«Сплин» ничего нового в музыке не открыл. Да и легко ли при существующем культурном наследии что-то новое открывать? Дай-то Бог, большинству если не подлинники, то хотя бы «все знать» в хрестоматийном изложении. 

А ритм-секция в группе «Сплин» крепкая. Еще бы — Сергей Наветный некогда переиграл на барабанах во многих небезынтересных группах  («Нате», «Стиль», «Кошкин дом»). Словом, хорошая ритм-секция-бас плюс барабаны, все остальное — гитарная пурга на овердрайве. 

Александр Васильев, без сомнения, — поэт, урбанистический Пушкин. Заметим, что муза «Сплина», похоже, подгуляла с Дж. Моррисоном. Уж больно мальчик в белой рубахе повадками похож на сына адмирала.

«Сплин» — явление скорее не музыкальное, а психо-социальное.

«Сплин» — как некое состояние души всех времен и народов. Молодым людям свойственно хандрить, цинично отпускать реплики по поводу всего, что бы вокруг ни происходило. При этом нехило и потанцевать. В общем, вроде как бы и «выхода нет», но, тем не менее, жить шибко хочется. И барышня, которая хотела повеситься, но, тем не менее,  жует «орбит без сахара». Бог с ней, с этой памятью, о ком плакала.

Главное, чтобы у повешенной были красивые зубы. И в этом вся наша молодежь. Будь ты хоть трупом, но выгляди стильно. Группа «Сплин» это выражает на все 100%.

Концерт в Ростове пошел на трижды «Ура!». За что огромнейшее спасибо его организатору и вдохновителю Майе Лебедевой. Действительно, хороший концерт. В сплиновской хандре нет лишних нот. Они позволяют плакать, танцуя. В этом есть нечто от негритянских похорон. 

Александр Васильев, «Сплин», листает журнал «Ура Бум Бум»: «О, сказки о суфизме!»

ВООМ Тогда с суфизма, может быть, и начнем? Суфизм и пофигизм — одно и то же? 

АВ  Я думаю,  что это две параллельные  прямые,  пересекающиеся где-то очень далеко от того места,  где мы находимся. Я пытаюсь дойти до этой точки. Она — как линия горизонта, и до нее невозможно дойти. 

ВООМ Приходилось читать,  что год назад суфийская музыка была Вашим увлечением. Увлечение сохранилось? 

АВ Это не только суфистская или суфийская музыка. Не знаю, как правильно называть. Я вообще стараюсь слушать музыку, которая называется «realworld» — этническая музыка.  Музыка, скажем, западного побережья Ганы мне нравится больше, чем любая музыка MTV, потому что она несет нечто гораздо большее, нежели доступное широким массам. 

ВООМ Вы выписываете ее в библиотеке,  просите привозить ее? Вы же необработанную музыку предпочитаете?

 АВ  Почему? Она выпускается на компактах. У друзей моих огромные коллекции такой музыки: 200-300 компактов в одной коллекции. Это совершенно нормально. Я просто беру компакты у друзей, я вообще ничего не покупаю.

У меня есть два-три  друга, которые отслушивают огромное количество музыки. В год они слушают 70-90 новых альбомов — это столько имен известных и еще столько же неизвестных. А мне отдают два-три, то есть снимают самые-самые сливки. И вот их я слушаю. 

ВООМ  А обработанная музыка? Анна Дидли и Джаз Колеман?

АВ  О, нет-нет (морщится). Это неинтересно совершенно.

ВООМ  А из наших — Линда и Макс Фаддеев?

АВ  О, это ужас что такое! 

ВООМ Вы это относите к просто моде? 

АВ  Были  такие группы  на Западе типа «Дип Форест». — Это  синтетика для меня. Я  просто не обращаю на это внимание. Ну, Свит Этед Халихан. Как был богом, так и остался. Даже после смерти, он как был певцом  №1 в мире, так и остался.

ВООМ Федоров  из «TequilaJazzz» произнес вещь, поразившую меня. Он сказал, что люди, берущиеся за такие тонкие материи, как этнос, например, тот же Макс и Линда, непременно будут наказаны: это не обряды, не религия, а просто использование чужой культуры. А Вы как считаете — будут ли они наказаны?

АВ  Я думаю, что они уже изначально наказаны, они именно поэтому и начали заниматься этим. Но об этом просто не хочется  говорить. 

ВООМ  Хорошо. Вы сказали, что ничего не покупаете. Это идет от Вашей установки на антибуржуазность? 

АВ  Нет,  ну почему «ничего не покупаю?» Я мясо покупаю, курицу покупаю — есть-то что-то надо… Сигареты покупаю. 

ВООМ  Несколько советов тем, кто не желает становиться буржуазным человеком. Что нужно делать, чтобы не быть буржуазным?

АВ  Ничего не нужно делать. Эта установка от рождения идет, и с этим ничего не поделаешь. Раз я родился таким спокойным ко всему дорогому и блестящему,  значит — я таким и останусь. А если кто-то родился с любовью к этому, значит, он таким и будет. 

ВООМ Вы отрицаете действие рекламы,  постоянно стимулирующей желание что-то покупать и приобретать: дом, образование, ценности какие-то? 

АВ  Эта реклама никогда не вобьется  ни в мозг, ни в сознание. В мозг можно  вбить желание купить какую-то конкретную вещь.Я по этой причине не смотрю телевизор, не читаю газеты, не слушаю  радио. За редким исключением. Может быть, за исключением выпуска новостей. Чтобы узнать, что происходит в стране и в мире.  В остальном я просто оградил себя от этого мира, чтобы он меня никак не затронул.

ВООМ  Вы соорудили башню из слоновой кости?

АВ  Не знаю. Я  беседовал с психологом, она мне сказала после полуторачасовой беседы, что я — Винни-Пух, который находится внутри скорлупы. И я очень обрадовался. Я был на седьмом небе от счастья!

ВООМ  Почему именно Винни-Пух?

АВ  Мы много беседовали об Аллене Милне и о том, что он написал помимо «Винни-Пуха». У него масса взрослых рассказов на библейские сюжеты, очень смешных, потому что взял область, в которую люди вообще боятся соваться. Они боятся кары небесной и возмездия.

Аллен Милн так здорово и тонко прошелся по всем библейским сюжетам и сделал настолько смешные вещи! Не менее смешные, чем Винни-Пух. Ну, вот из-за этого она и сказала, что я — Винни-Пух, который внутри скорлупы.

ВООМ  Есть теория о том, что «Винни-Пух» — это сексуальная вещь. И шарик «входит и выходит» — совершенно однозначный намек на половой акт.

АВ  Мне даже подсунули одно переложение «Винни-Пуха» на этот счет  в каком-то городе. Не помню, в каком… Я сожалею о том, что успел прочесть один абзац на эту тему… Опошлить можно все, что угодно. Книга, конечно, сексуальная. В ней есть все. Она тем и хороша. Она — детская Библия, да простят меня верующие люди,  но раз уж Библия для верующих людей является книгой-источником, то для детей «Винни-Пух», безусловно, книга №1.

Там есть все: и секс, и отношения между людьми, и отношение к миру, и о  том, как мир давит на всех персонажей… Очень объемная книга.

ВООМ  А если бы Вас заставили или попросили составить историю искусств, что вошло бы туда из литературы?

АВ  Я бы не взялся, потому что я не настолько хорошо знаю всю мировую литературу. Я просто выбрал бы имена, которые мне близки, и  имена писателей, которых я читал. Я бы смог составить энциклопедию литературы, которая нравится мне. Это Софокл, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Саша Черный, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Василий Аксенов, Саша Соколов, Довлатов, Пелевин… Два-три имени я точно пропустил… Сейчас сложно сосредоточиться.

ВООМ  А энциклопедия музыки?

АВ  Не взялся бы я. Не взялся. Может быть, лет через тридцать. Я еще сам не определился. Есть вещи, которые на меня влияют, но я не уверен, стоит ли их заносить в эту энциклопедию.

ВООМ Возвращаясь к теме буржуазности, панк-эстетика — способ уйти от  буржуазности? Я все хочу получить рецепт для себя. АВ Либо это есть в тебе, либо нет. Я никогда не буду выступать против буржуазности, потому что мне наплевать на нее. Явно во мне много от панка, хотя у меня нет ирокеза … и т.д., и т.п. Мне очень жаль, что в России панк-музыки — ноль на сегодняшний день.

ВООМ  А Бахыт-Компот можно отнести к панку?

АВ (Кривится и отрицательно мотает головой.) Да Господи, я Вас умоляю.

ВООМ  Что Вы сейчас читаете?

АВ Сейчас у меня в сумке Пелевин. Я прочел шестьдесят  страниц  романа Пелевина «Дженерейшн Пи».

Витька стал писать легче и — ура, ура, ура! — он убрал куски, которые в «Чапаеве» меня просто угнетали. Я понимаю, что его просто несло, и он просто не мог остановиться. В этой книге он стал гораздо легче. Первые шесть страниц,  которые я прочитал, состоят из маленьких абзацев, за исключением двух-трех  его обычных  гонок, связанных с мухоморами, и так далее.

ВООМ  Что именно угнетало в «Чапаеве и Пустоте»?

АВ  Там все-таки было очень много кусков «на публику».

Причем, он уходил в дебри, уводил за собой слушателей и сам не понимал, куда же он идет. В  итоге вступал на площадку для транспортировки небесного и человеческого тел и всех бросал на фиг. И все должны были выбираться каким-то образом. Я, пока читал «Чапаева»,  раза два-три ловил себя на этом. В «Дженерейшн  Пи» этого нет уже, а сила воздействия по-прежнему велика.

ВООМ Саша, галлюциногенные грибы многих погубили,  а Вы — человек, имеющий богатый наркотический опыт, и никогда этого не скрываете.

АВ  Наркотики губят людей, которые сами хотят, чтобы их погубили. Вот и все.

ВООМ  Общепринято мнение о том, что наркотики расширяют сознание. Льюис Кэррол, когда писал «Алису в Стране Чудес» потреблял, Анна Каренина принимала, и многие творческие люди экспериментировали. Может быть, в наркотиках есть чуть-чуть пользы? Или не чуть-чуть?

АВ  Абсолютно нет. Я бы сказал, что, если есть какая-то положительная роль, то она в том, что наркотики открывают человеку то, что он есть на самом деле. И ему самому, и окружающим. Все.  Больше ничего в наркотиках нет вообще — ни хорошего, ни плохого.

ВООМ Стоит ли легализовать легкие наркотики, как это сделали в Голландии?

АВ Мне совершенно наплевать на это. Я за это никогда не буду ни выступать, ни бороться: ни «за», ни «против». Мне это все равно и, я думаю, что в конце ХХ века наркотики стали такой же обычной частью жизни, как фонарный столб или автомобиль. Без этого жизнь жителей планеты Земля уже сложно представить.

ВООМ А как Вы  спасаетесь  от депрессий?

АВ  Мне от них не надо спасаться, потому что у меня их просто нет. И нет повода для них.

ВООМ  Вы сами оформили обложку альбома. Музыка и живопись — что в этом параллельного или пересекающегося?

АВ Я делаю это совершенно подсознательно, не понимая, для чего или для кого я это делаю. Исключительно из-за того, что мне хочется. А раз хочется — значит надо.

ВООМ Тогда почему Вы обратились к психоаналитику?

АВ Это не я обратился, а она пришла и захотела поговорить. Я даже не знал, что она психоаналитик. Просто красивая девушка. В конце разговора она призналась.

ВООМ  Расскажите об истории, которая потрясла Александра Васильева.

АВ  15 июля 1969 года я вылез на белый свет, и это самое яркое событие, которое со мной произошло.

ВООМ  «Искусство» от слова «искушение»?

АВ  Неправда, я думаю, что «арт» от слова «артрит».

ВООМ  Почему?

АВ  Влияет на давление.

ВООМ  Уорхол говорил, что есть две культовые вещи века: кетчуп «Хайнс» и Мэрилин Монро. А в Вашем мире это какие вещи?

АВ  Я не делаю культа из вещей.

ВООМ  Ваше любимое занятие — купаться в музыке или что-то другое? АВ  Нет. На сегодняшний день и последние полгода — это Интернет.

ВООМ Какие сайты посещаете?

АВ   Я давно никакие сайты не посещаю. Я сделал свой и постоянно занимаюсь его обновлением. А по другим сайтам лазаю, только если мне срочно нужно узнать что-то о ком-то или о чем-то.

ВООМ  Вы выполнили и дизайн сайта?АВ И дизайн сайта, и компьютерную анимацию, и мультики. А сейчас с приятелем клип заканчиваем «Три Дэ Графика». То есть, все, что связано с виртуальным искусством

ВООМ  С помощью Интернет Вы рассказываете о себе, о группе «Сплин», ищете контакты?

АВ  Никакие контакты нам не нужны — Боже упаси! Там есть раздел «аудио», где мы выставили неизвестные наши песни, либо демо-версии известных наших песен, либо сольные работы ребят, которые играют в «Сплине». Либо по две-три  песни неизвестных групп, которые нам нравятся.

Есть раздел «Видео», он пустой пока, его мы забьем кусками клипов. Еще есть галерея, где мои акварели и работы моей жены. Есть анимация и, наверное, там я размещу историю группы «Сплин», потому что мне надоели все те версии, которые я читаю про нас в газетах.

ВООМ  Сумасшедшие версии?

АВ  Они даже не сумасшедшие, а глупые какие-то.

ВООМ  Какая Вас особенно взбесила?

АВ О ней даже не хочется говорить.

ВООМ Чем занимается Ваша жена?

АВ  Жена переводит книгу Роя Дедаля, переводит полгода и где-то столько же ей еще переводить, потому что книга толстенная. Рой Дедал — английский писатель, который пишет страшилки для детей. На русский язык не переводился никогда, между тем в мире хорошо известен. Если она успеет, она будет первой. А это человек уровня Кэррола.

ВООМ  Он наш современник?

АВ  А я даже не выяснял, по-моему, да. Надо будет уточнить.

ВООМ Вы принципиально не работаете с профессиональными режиссерами? Я читал, Вы первый клип сами снимали.

АВ  Звонили люди от Говорухина, просили «Орбит» для фильма.

ВООМ  Вы согласились?

АВ  Да, я отдал легко и свободно.

Человек  собирается снимать фильм  по  Пелевину. Тот человек, который писал клип на «Катись, колесо» по «Принцу Госплана». Заглавной темой будет аукцыоновская «Все вертится».  Он хочет подтянуть туда «Сплин» и «Марк Шердер Кунст»  (это культовая ленинградская группа, солист из африканской страны Заир, любит русских девушек, русский самогон и все русское).

На этом все — с кино. Просто не зовут. Мы нигде не тусуемся, ни с кем не общаемся, поэтому у нас нет таких уж больших связей.

ВООМ  А с кем из режиссеров Вам интересно было бы поработать — из  наших и не наших?

АВ  Да, с кем угодно, на самом деле. Причем, лучше пусть это будет имя неизвестное, молодое и нераскрученное. Наша песня вошла в говорухинский фильм — мне это неинтересно, я прочитал аннотацию.

Какие-то подростки насилуют какую-то девочку, потом дедушка берет ружье и идет стрелять подростков.  Я позвонил им тогда и спросил: «Насиловать будут под «Орбит»?

Они говорят: «Нет, нет, нет».

ВООМ Почему-то я думала, что из западных Вы назовете Тарантино.

АВ  Ой,  нет. Господи! Это люди, которые исчерпали сами себя и не понимают, что они делают. У нас Михалков такой же. То он носится с «Сибирским цирюльником», то… Я на него в жизни не пойду никогда. Хотя мне нравится Меньшиков.  Нет, не хочу.

ВООМ  Ровно год назад Вы говорили об усталости века, как об интересующей Вас теме. Интерес сохранился?

АВ   Век, практически, кончился. Или я пережил его уже, потому что я начал,  наоборот, выбираться из этой национальной ямы. Я закончил это с песней «Бог устал нас любить». И все: я понял, что я очистился. И можно спокойно двигаться вперед, дальше.

ВООМ  Прогноз: в будущем веке музыка какая будет?

АВ  Я не знаю. Я слежу за музыкой начала века и тем, что делается сейчас. В принципе ничего не изменилось: музыка, как несла в себе главную задачу — влиять на людей, так и несет. Она может быть в любой форме.

Придумали в 50-х годах электрогитару, 300 лет назад — орган, а ничего не изменилось. Будет изменяться форма, а влияние как было, так и осталось.

ВООМ  У Вас в текстах много упоминаний оружия,  это что — энергоемкий символ? И при этом Вы пишите: «Мама, я пацифист». Это как связано?

АВ  Во-первых, и символ энергоемкий. Во-вторых, и  живем мы на пороховой бочке: и стреляют, и взрывают. Я  вообще  стараюсь  писать  о жизни, о том, как я ее вижу. А в жизни очень много оружия.

ВООМ  Что для Вас  является  толчком: должно стать больно или зацепить?

АВ  Не обязательно больно, но зацепить обязательно должно.

Галина Пилипенко, Валерий ПОСИДЕЛОВ для журнала «Ура Бум Бум» Год не помнится какой.

Громадная благодарность Майе Лебедевой