Шанс расширить кино-кругозор

Сегодня в Донской публичной библиотеке документальной лентой о кругосветном путешествии графа Цеппелина, открылся фестиваль фильмов канала АРТЕ. Покажут восемь художественных и две документальные картины. Все сеансы бесплатны.

Франко-немецкий канал «Арте» обходится без рекламы. Режиссёр Павел Лунгин назвал его «изумительным, умным и в чём-то похожим на канал «Культура».

«Нет больше государственного телевидения, а есть телевидение государств». Эти слова — лучшая иллюстрация для понимания сути «Арте».
НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВА, МЕТОДИСТ НЕМЕЦКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ИМ.ГЁТЕ В РОССИИ: «Если пронаблюдать историю Германии и Франции — это двести лет беспрерывных войн. Студенты присутствовали на открытии памятников Де Голлю и Аденаурэру — они перевернули историю, наладив все виды сотрудничества. И то, что мы можем видеть продукты замечательного канала — это отголосок политически правильных шагов. И что небезинтересно — это те налоги, что платят телезрители во Франции и Германии и на эти деньги существует общественное телевидение, которое — всё для народа».

Субтитры — русские, а герои фильмов говорят на немецком, французском, турецком, английском языках. Жанры различны: от социальной драмы до триллера.Фильмы фестиваля – участники или призёры конкурса «Берлинале» разных лет.

Галина Пилипенко

Программа фестиваля (скачать)

17 ноября

16-00 – д/ф «Вокруг света на борту дирижабля» (режиссер Диттеке Менсинк)

В конце лета 1929 года граф Цеппелин отправился в кругосветное путешествие на дирижабле, уложившись всего в 21 день. Смонтированный из архивных материалов фильм голландской документалистки Диттеке Менсинк рассказывает об этом первом в своем роде путешествии от лица леди Грейс Дрюммон-Хей, журналистки и единственной женщины, допущенной на борт этого гигантского дирижабля. Роскошью отделки не уступавший «Титанику», он тоже стал символом уходящей под воду эпохи. Совсем скоро мир начнет скатываться в военную паранойю, а Сталин и Гитлер употребят достижения дирижаблестроения на дело пропаганды созданных ими тоталитарных систем. Основанный на письмах, статьях и путевых заметках леди Грейс, фильм воспроизводит не только то, что происходило на самом дирижабле (между Грейс и одним из пассажиров вспыхнула трагическая любовь), но и то, что творилось за его окнами.

18-30 — х/ф «Когда мы уходим» (режиссер Фео Аладаг)

Призы: Европейская кинопремия (Берлин, 2010).

Турецкая красавица Умай сжигает в раковине свой паспорт. На родине ее заставляют жить с постылым и грубым супругом и в 25 лет считают старухой, чье единственное предназначение – ему угождать. Умай бежит в Берлин, где обосновалась ее семья, но  верные мусульманским традициям родители и братья норовят отобрать у нее сына и отослать назад в Стамбул. «Пара подзатыльников еще никому не вредила», — таково их священное убеждение, с которым не хочет мириться свободолюбивая турчанка, разрывающаяся между стремлением к цивилизованной  европейской жизни и нежеланием отказываться от национальных корней. Жесткая социальная драма, громко прозвучавшая в «Панораме» последнего Берлинского фестиваля, ставит неутешительный диагноз: либо-либо.

18 ноября

16-00 – х/ф «Преследование» (режиссер Патрис Шеро)

Картина принимала участие в конкурсе последнего Венецианского фестиваля

С виду у Даниэля все хорошо. Или нормально. Есть работа, на которой у него нет начальника. Есть любимая женщина, с которой он встречается, но не живет, а это всегда плюс. Есть комфортное свободное существование среднестатистического европейца. Но трехлетняя связь с Соней грозит рассыпаться в одно мгновенье, стоит ей оказаться рядом с ним. А налаженная жизнь накрывается в одночасье, стоит Даниэлю обнаружить себя преследуемым – на улице, в офисах, едва ли не в собственной постели. Бесконтрольный гнев проникает в поры внезапно отчаявшегося героя и норовит поглотить его неожиданно трепетную душу.  Экзистенциальная парабола знаменитого французского режиссера и, вероятно, один из его наиболее личных и спорных фильмов.

18-30 — х/ф «Лондон-река» (режиссер Рашид Бушареб)

Участник Берлинского кинофестиваля, 2009 г.

Приз за лучшую мужскую роль: Сотигу Куйате.

Многомиллионный Лондон столкнул в своем хаотичном течении немолодую эксцентричную фермершу из английской глубинки и пожилого бродяжничающего афро-француза мусульманского вероисповедания. Нет, столкновение не было случайным. Не встретиться эти двое, наверное, не могли: оба потеряли детей после теракта в британской столице, куда и бежали обивать пороги госучреждений в надежде найти их живыми или мертвыми. Тщательно выверенная по вектору политкорректности мелодрама алжирского  француза Бушареба умудряется пройти по тонкой грани, отделяющей искусство от агитпропа. Человеческая убедительность рассказанной истории, ее негромкий проникновенный пафос сумели перевесить расхожую заданность вполне предсказуемого сюжета. И поставили ребром вопрос: неужели только попав в подобную ситуацию, представители разных рас и вероисповеданий наберутся мудрости и научатся понимать друг друга?

19 ноября

16-00 – х/ф «Аутсайдеры» (режиссер Ян Хинрик Древс)

Шестерым заключенным поручено выращивание и воспитание десятинедельных щенков ретривера. Цель – обеспечить хорошо обученными собаками нуждающихся в них слепых. Подлинная цель – растопить заскорузлые сердца махровых убийц и грабителей, помочь их социальной адаптации и реабилитации. Американская социальная программа «Щенки за решеткой», на которой основан этот эксперимент, доказала: человек, привязавшийся к теплому и пушистому существу, с гораздо меньшей охотой по выходе на свободу пускается во все тяжкие. На одного из испытуемых, крутого мужика по фамилии Москович, щенячьи прелести, впрочем, совершенно не действуют, ему более по душе тюремные соревнования по поднятию тяжестей. Но и на него управа найдется…

18-30 – х/ф «Бамако» (режиссер Абдеррахман Сиссако)

Меле – певица в баре, ее муж Чака – безработный. Пара на грани разрыва, проблем у них выше крыши. А тут еще во дворе их дома, прямо под открытым небом, развернулось горячее, живейшее  обсуждение насущных политических проблем всего африканского континента. Передовые силы тамошнего гражданского общества решили устроить судилище против Всемирного Банка и прочих столь же солидных экономических организаций. Посреди обычной африканской жизни звучат иски, жалобы и свидетельские показания. Мировая общественность должна ответить за все – только почему-то это  совершенно не занимает Чаку

20 ноября

16-00 – д/ф «Спящий агент»

Еще до знакомства со своим коллегой по университетской лаборатории Йоханнесу предложили немного за ним понаблюдать. У спецслужб всегда есть для этого «весомые основания». К тому же, интеллигентный очкарик Фарид – алжирец, а в мире после 11 сентября – это и причина, и приговор. Конечно, Йоханнес поначалу откажется от этого выгодного предложения, но потом нехитрая мысль заложить ближнего, оказавшегося к тому же его прямым конкурентом и в личных делах, и в научной деятельности, начнет несмело настукивать в его высокоорганизованный мозг. Психологическая драма надежды немецкого кино Хайзенберга оборачивается развернутой метафорой тотального отчуждения людей в современном мире, расколотом на два непримиримых лагеря, две перпендикулярных друг другу культуры. Одной из первых в новейшем кино картина сформулировала горький парадокс: человек, который, как Фарид, время от времени молится своему богу, неизбежно попадает под подозрение.

18-30 —  х/ф «Шторм» (Режиссер Ханс-Кристиан Шмид)

Прокурор Гаагского трибунала ведет расследование преступлений экс-командира Югославской Национальной Армии. Тот обвиняется в депортации и расправе над мусульманами в маленьком сербском городке, но постоянно ускользает от правосудия. Ситуация заставляет прокурора Ханну с помощниками отправиться на хлебосольную сербскую землю. Но доказательства собрать трудно, а главный свидетель в самый ответственный момент решает покончить с собой. Все надежды теперь – на сестру погибшего Миру (румынка Аннамария Маринка, ставшая международной звездой после успеха картины «4 месяца, 3 недели и 2 дня»). Ханна должна уговорить Миру дать показания в Гааге, несмотря на все осложнения, подстерегающие ее дома.

 Доброкачественная и традиционная, с оглядкой на классику итальянского политического детектива сделанная политическая драма одного из лучших молодых немецких режиссеров Шмида («Дальние огни», «Реквием») принимала участие в конкурсе Берлинале в 2009 году.

21 ноября

16- 00 – д/ф «Потерянные дети» (режиссеры: Али Самади Ахади, Оливер Штольц)

Этот документальный фильм посвящен попыткам социальной и психологической реабилитации детей от 8 до 14 лет, прошедших ужасную «школу жизни».

13-летнему мальчику из Уганды по имени Килама, как и другим героям картины, удалось вырваться из лап повстанческой армии, использующей детей в качестве малолетних солдат-убийц. Теперь его преследуют ужасные воспоминания о ребенке, чью мать он убил на его глазах по приказу своего командира. Социальные работники не сдаются, пытаясь вернуть простые удовольствия детства лишенным их детям. Но удастся ли им развеять грусть и боль в их глазах? Ведь даже их рисунки рассказывают о войне.

18-30 —  х/ф  «Саган» (режиссер Диана Кюри)

Успех «Жизни в розовом свете» (о Пиаф) и «Коко до Шанель» (о Шанель) заставил французских кинематографистов взяться за биопики других своих соотечественников со свободно конвертируемыми в мире именами. Диана Кюри, режиссер некогда популярной у нас мелодрамы «Влюбленный мужчина», еще 10 лет назад поставившая картину «Дети века» о страстной любви Жорж Санд и Альфреда де Мюссе, замахнулась на трехчасовое жизнеописание другой писательницы — Франсуазы Саган. Действие телефильма охватывает период с 1954 года, когда вышедший из печати роман «Здравствуй, грусть» сделал Саган знаменитой, до ее смерти в 2004 году. Писательница с более чем спорной внешностью, оказывается, вела нескучную жизнь: скандалы, аресты, передозировка наркотиков… Неуравновешенная бисексуалка, любительница кокаина и азартных игр, она бесконечно меняла мужей и подруг, транжирила деньги и скандализировала общественность. И откуда, спрашивается, она брала время для написания своих романов и пьес?