Ихтиандр в пледе

Выражаясь современным языком, Владимира Коренева можно назвать первым секс-символом.

В 1961 году он снялся в роли  Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» по роману Александра Беляева и всё случившееся затем можно назвать фантастикой.

Это была первая главная роль Владимира Коренева и фильм стал  лидером кино-прокатного топа 1962 года, собрав 65 миллионов зрителей!

Голливуд в отчаянии заламывал руки: ведь еще в  конце 40-х годов Уолт Дисней  мечтал экранизировать роман русского фантаста, да отступил — технологии подводных съёмок ещё не было. 

Прознав, что два ленфильмовских режиссера с опытом работы в научпоповских фильма засучили рукава и закупили акваланги, газетчики «Нью-Йорк таймс» сначала веселись, а потом прослезились…

А однолюб Коренев складировал письма безутешных поклонниц в коробку…из-под холодильника…

И вот уже 74 летний актер смотрит на меня такими аквамариновыми глазами…Как будто с экрана… Но нет мы сидим за богатым столом — шашлык-машлык, салаты-малаты, фрукты-овощи… Всё было бы вкусным, если бы не было так холодно. Но в бутылках с вино-коньячными этикетками — враньё в виде компота.

Владимир Коренев - в фильме 1961 года «Человек-амфибия» сыграл главную роль. И для меня он так и остался - – Интиандром

Глубокой осенью изображается летнее застолье. Столица Дона и  окрестности Таганрога — место действия художественного фильма «Если ты не со мной». Режиссер — наш бывший ростовчанин, актер ТЮЗА— Игорь Мужжухин.

В сюжете четырёхсерийного фильма, снимаемого по заказу телевизионного канала «Россия» — цыганские страсти-мордасти.

Как говорят, сверх-задача, если не мир во всём мире, то уж мир меж народов — точно. Хотя, разве русские с цыганами конфликтуют? Впрочем, на нарко-почве — вполне.

Съемочная площадка в тот день расположилась в частном доме рядом с Ботаническим садом, в Ростове, на улице с душистым и каким-то милым ретро-названием  «Ландышевая».

Кроме человека-амфибии — Владимира Коренева, из знаменитых, в картине снялась Лариса Лужина. 

Итак, во главе стола восседает Владимир Борисович Коренев (в роли профессора медицины). Ростовские актеры Валерий Воронин, Василий Радин с супругой, актриса Ирина Шатохина из Новочеркасска, Сергей Битюцкий — поэт и бард и я играем гостей профессора.

Приглашение сняться в кино мне делает ростовская актриса Галина Корень — вы знаете ее по роли бесподобной в своем ростовском хамстве официантки в фильме «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой.

И оно (приглашение) как дресс-код на бал: «»Да» и «нет» не говорить, черно-с белым не носить. Вы поедете на бал?».

Так и в кино-массовке — ни черное, ни белое и ни красное.

Художник по костюмам театра и кино (не именно этого фильма, но других, снимаемых на Дону, Елена Кудаева, выбрала для меня фиолетовое, цвета спелой сливы, платье. Наряжая, заверила — камера такой цвет любит.

Как только камера включалась мы пестрели одёжками, как только выключалась — на нас набрасывались ассистенты: шварк! И мы уже сидим в пледу.  Температура такая что вот-вот и пар изо рта поварит.

Забота эта приятна. До этого мне повезло сняться в массовке — играли зрителей на ипподроме в картине Виктора Мережко «Хуторянин» — тоже в холод изображали летнюю жару. Так там даже не предупредили! И команда «Раздевайтесь!» была полной и ледяной неожиданностью.

Во время застолья — сначала основного, а потом еще десертный стол — нам велели беседы беседовать, но так чтоб не в голос говорить, а только рот открывать. Как делают рыбы в безвыходных ситуациях. Кстати о селедке. Оказалось, что Ихтиандр не пробовал никогда икру из сельди… Тут же за столом мы его убедили это сделать.

Он не сказал как герой Яковлева в картине «Ирония судьбы или с лёгким паром» — «Ну и гадость эта ваша заливная рыба», напротив — похвалил.

А «гадость» всё-таки сказал. Но по другому поводу — когда мы закусывали ананасом.

Владимир Борисович Коренев: «Ананасы в шампанском я попробовал!  Такая гадость! А я поверил, как дурак! А это — всего лишь поэтический образ!!»

В перерывах между дублями — когда камера на рельсах не наезжала на нас можно было общаться «в голос».

Владимир Борисович (какой красивый у него голос!) делал это с удовольствием, блистательно, смакуя слова, как селедочную икорку. Конечно, нельзя было избежать вопроса о культовом фильме!

Владимир Коренев: «После «Человека -амфибии» мне предлагали роли в фантастических фильмах и не раз! Но повторяться вообще нельзя!

Я не очень люблю современную фантастику. Она слишком технологична! Она весьма отличается от тех произведений, которые стали началом жанра. Ведь сама по- себе коллизия у Беляева — простейшая!

Сейчас почти каждый молодой человек может пойти в магазин и купить акваланг-ласты-маску и стать «ихтиандром» — ничего хитрого в этом нет!

Заслуга — в придумывании Беляевым замечательной вещи: человек, выросший в морской среде, попадает в цивилизованное общество людей и оно его уничтожает!  Потому что цивилизация злобная — по природе своей, и алчная! Вот о чём Беляев писал!

Вот поэтому он — большой писатель, а не потому что придумал на чем и с каким двигателем летать… Какая в этом разница?

Человек же — главное!

После ИХТИАНДРА, мне много раз предлагали сниматься в фантастических картинах, но режиссер Иван Пырьев (так получилось, что мы были хорошо знакомы) сказал мне: «Заканчивай играть героев-любовников! Заканчивай! Иначе ты погибнешь.

Появятся ребята моложе тебя, у которых будет лучше лицо и ты кончишься «.

С тех пор больше ни одного героя-любовника я не сыграл. Только характерные роли.

Нас прерывает восхитительный крик: «Камера! Мотор!»

Появляется прекрасная Лариса Лужина с огромной миской: «А вот и пирожки — с пылу с жару».

Мы должны активно угощаться вкусными стараниями хозяйки. 

Владимир Коренев: Я как-то на ночь читал Евангелие от Марка. Оно написано, по-моему через 300 или 400 лет после распятия Христа. Он был римлянин и написал Евангелие для золотой молодёжи города — упростил, популяризировал. Но его включили в число канонических четырех Евангелий — следовательно, в этом поэтическом произведении что-то есть. Он, конечно, собирал сведения, легенды..

И вот он описывает: приходят к Христу фарисеи и говорят: «Вот нам Иисус завещал: если в еврейской семье есть несколько братьев, и старший брат женат. И если он умрет, то на его жене должен жениться следующий брат …

У нас  — семь братьев. Один умер — следующий женился…Потом умер и он, следующий женился. И так семь раз.

Спрашивается — когда будет следующее воскресение — чьей женой она будет?»

Конечно, это провокация! (улыбаясь — прим. Г.П.)

Но меня испугало то, что он им ответил! Он сказал: «Вы всё не так понимаете! Все будут по-отдельности!»

Вот это меня испугало!

Помирать так помирать 0 никто он этого не уходил! Но если есть надежда что ты там (палец вверх — прим Г.П.) встретишься со своими умершими близкими, это одно…Но если и там ты будешь один…

Я представляю — вот апостол Пётр пропустил меня в рай, я сижу там на облаке, в белых одеждах. Птички летают, колокольчики приятные звенят  и музыка. И вот я сижу 0 ни выпить, ни закусить не дают…Я терплю пять минут, десять, пятнадцать, двадцать — никого нет!

Через полчаса я начинаю думать: и зачем мне это счастье?

А самое страшное — это одиночество! Самое страшное!

И в тюрьме об этом знают — когда сажают в одиночку. В общей камере человек выживет. А в одиночке — нет…

Но сейчас вашу записывающую машину нужно опустить — теперь  уже начинается репетиция…

Лужина: » А вот и пирожки!», оступается, пирожки летят под ноги, ассистенты бросаются, как голодные голуби и вмиг возвращают горку пирожков в миску.

Лужина: » А вот и пирожки!». Мы азартно расхватываем «горяченькие».

После пятого дубля я уверяюсь в мысли, что, вероятно, «осетрины второй свежести» не бывает, но вот многоразового использования пирожки — вполне! Съедобные такие челенджеры.

Владимир Коренев: … В школе я почти безграмотным оставался, но потом пристрастился к чтению и поголощал самую разнообразную литературу от Бердяева, Василия Васильевича Розанова до вышедших из американской компартии писателей — Дос Пассоса, Говарда Фаста…

Я перемежал книги русских религиозных философов с адьюльтерными романами начала 18 века — полу-порнографическими, типа «Жизнь и забавные приключения Аристида Пюжоля, описанные им самим» — всё это чушь страшная! 

Я эту библиотеку прочёл и к десятому классу я догнал одноклассников! Догнал!!!У меня появилась такая жажда! Я научился очень быстро читать. За ночь три четыре толстенные книжки прочитываю. Когда читаю художественную литературу — медленнее, конечно. Вдумываюсь, не суетно хочу.

А современные молодые люди не понимают этого — они быстро по компьютеру получают ответы на вопросы.

Но если ты читаешь книгу, ты начинаешь искать истину, размышлять, лезешь в справочник…Иначе говоря, у тебя начинается работа в голове. И этого компьютерному человеку нельзя объяснить! Быстро? Ну, конечно, да!

Пушкин пишет «С  Атридом спорил там Пилад, там закололся Митридат».

Я спрашиваю у своих ребят-студентов: «Кто такие Атрид и Пилад? Почему друг с дружкой спорили? Кто таков Митридат и почему он закололся»?

Они говорят — Митридат — это бог.

Нет, это не бог! Это царь государства, которое частью своей находилось на территории России, в Крыму .

А почему закололся?

Они ничего не знают!

А история потрясающая! Фантастическая! Он был огромного роста, больше двух метров! Весил же около 160 килограммов. Гигант был! Знал 23 языка и наречия — полиглот! У него был врач-сириец, который маленькими, неопасными дозами яда травил его каждый день. Он так прививал ему иммунитет. И когда ты получишь большую дозу яда он не сработает.

Вон как Гришку Распутина травили мышьяком. А он его ещё в детстве нализался, потому что в деревне в каждом доме мышьяком мышей травили и он на окошке лежал.

Я убийцы его не могли понять -как же так, почему яд не действует?

Огромный и сильный  Митридат всегда охотился один. И, как всякий порядочный мужик, он, после охоты поддал и уснул в степи под Феодосией.

А тут подошла галера — искали здоровых парней для римских цирков. Видят: храпит здоровенный мужик. Они его сеткой запутали и увезли в Рим.

И он пять лет был самым сильным гладиатором Рима и никто не знал, что это царь государства, с которым Рим в это же время находился в состоянии войны!

Вот такие разорванные были коммуникации!

Он выступал на римских аренах против диких зверей и тигров душил голыми руками! Наконец, все показали палец вверх т он получил свободу!

И вот он, уже будучи свободным человеком, принял участие в олимпийских играх и выиграл! Причем по всей программе — во всех видах спорта!

Я прочел это у Пьера де Кубертена. И когда он победил, он взял быка на плечи и обежал с ним стадион! Ну, может быть, не быка, но большого телёнка.

С несколькими рабами захватил галеру, переправился через все проливы, вернулся  к себе в государство, снял с трона царя, бывшего своего врага; причем, пока шел через тронный зал, тот дуба дал от страха, видя, как к нему такая фигура приближается!

И он смог создать самую сильную армию в мире. Он, хорошо знал Рим, его военный строй,  когорты, манипулы, тактики, и создал то, что до сих пор изучается в учебниках по военному делу и называется «рассеянный строй Митридата».

А то было время римской географической экспансии. Они захватили весь известный мир — до Междуречья и Ефрата, Северную Африку, Германию, даже в Англии стояли его легионы.

КРИК АССИСТЕНТА : МИНУТУ ВНИМАНИЯ! СЕЙЧАС Я КОЕ-ЧТО ОБЪЯСНЮ И ВЫ БУДЕте ЕСТЬ, ПИТЬ И ОБЩАТЬСЯ.

«Кое-что» — это правила поедания в кадре.  То есть вкушать и выпивать надо  особенным образом. Все что делаешь надо запоминать — какой рукой берешь бокал, какой кусок шашлыка, из какого именно места на блюде. Чтобы в случае дубля всё было точь-в точь как в первый раз.

Владимир Коренев: (ПОНИЗИВ ГОЛОС): И вот единственное государство, которое Риму не подчинялось, было государство Митридата.

Против него посылали ВСЕХ КРУПНЕЙШИХ РИМСКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ, и на конец, Счастливый римский император — Сулла, разбил его.

И когда Митридат увидел, что с армией его покончено и что ему снова грозит плен, который он еще совсем недавно избежал, он выпил склянку с ядом, которая на него не подействовала!

Тогда он взял у телохранителя кинжал, вкопал его в землю и упал на него!

И вот об этом Пушкин написал всего три слова: «Там закололся Митридат».

Он эту историю знал как историю..своих близких знакомых. Он был замечательно образованный человек…А представляете какой фильм можно снять? Какие путешествия! Какой мир и какие события! Вообще, история — это такой потрясающий материал!

Взять хоть русскую историю. Я у Ключевского в лекциях прочитал про Крым ( я ж крымчанин в Севастополе родился), так вот Крым хотели завоевать  многие русские цари. В том числе и отец  — Ивана Грозного — Василий Третий.

Он пошёл воевать Крым, а на хозяйстве оставил жену.

И Иван Васильевич родился в то время, как отец его Василий ушел на фронт.

Но родился он…через одиннадцать месяцев! ( Коренев довольно смеётся — прим Г.П.)

Вдруг — пишет Ключевский — какой-то думский дьяк, по прозвищу Телепня, такой-то чиновник, такого-то приказа от царицы получает звание князя Оболенского.

А звание даётся вместе с территорией. И он получил земли между Обью и Леной — обо- лен-ский. За какие-такие заслуги?

А в войске Василия Третьего началась чума и тиф и он начал возвращение в Москву.

А этот уехал к себе в вотчину и стал войско собирать. От кого он намеревался защищаться?

Царица послала войско и встретила мужа. Василий был уже умирающим. Они посидели за столом, ему налили — как положено. Ключевский пишет, что Грозный короновался очень рано — в четырнадцать лет. Первое, что он сделал, получив престол, он разослал своих людей по всем монастырям и всё, что касается его рождения во всех летописях было уничтожено. Ничего не осталось!

Ни хочу рассказывать, потому что долго по какой причине он ходил воевать Казань …кратко говоря, там был первый сын, который мог претендовать на престол, то есть история на целый фильм, представляете, а?

Ключевский, замечательный наш историк, имел традиционную русскую болезнь — он был пьяницей, алкоголиком, и когда студенты его спрашивали «почему вы пьёте?»

Он говорил: «Деточка! У меня такая профессия»

«Ну какая — вы профессор истории».

«Деточка, я профессор РУССКОЙ истории!А русская история — это бурное море, а пьяному — море по колено!»  (Актер хохочет — прим. Г.П.) Читать его — огромное наслаждение! И вот так мы можем, сидя за столом, разговаривать и пересказывать…

КРИК АССИСТЕНТА: СНЯЛИ ПЛЕДЫ! У НАС ЛЕТО! А РАЗГОВОР ВОЗВРАЩАЕТСЯ ТЕМ ВРЕМЕНЕМ К БЕЛЯЕВУ.

Владимир Коренев: Я считаю, что «Человек — амфибия» — его лучший роман. Конечно, я прочёл всё, что написал Беляев.

Чрезвычайно талантливый человек .

А вот как я с этим романом познакомился…

У меня был дядька, он сейчас помер, он был слепой. И когда я был маленький — лет пять мне исполнилось, он приехал к нам в гости и его поселили со мной в комнате. И он мне ночью, в темноте, руками читал книжку вслух!

Это мне очень запомнилось  пальцы на  книге Брайля, ночь и слепой человек читает роман, наполненный светом, солнцем и запахом …

И когда мне предложили сыграть Ихтиандра, я, конечно, хотел, чтобы у зрителя возникло это ощущение. Это ведь не обычный роман, а очень экзотический, в нем ведь, не правда, но…Театр — это не жизнь. И спектакль — не жизнь, а стихотворение о жизни.

Мы сочиняем своё стихотворение о жизни и рассказываем его, про что-то, что у нас осталось. Поэтому это искусство, а жизнь — хроника, это — совсем другое. Писатель — писать грамотно многие умеют, а раньше было понятие «сочинитель». Лев Николаевич Толстой — сочинил роман, придумал его для нас.

И Беляев — спасибо ему огромное, вообразил роман. Так же как Грин — «Алые паруса», как еще кто-то. Скажем, как Фицджеральд придумал «Великий Гэтсби».

Кроме Беляева в России не было более крупного фантаста. Как только он появился, он стал печататься в журналах. Их раскупали, просто расхватывали! Он печатался главами, с продолжением и оторваться было невозможно! Я читал роман для записи на радио  и читать Беляева еще более увлекательно и интересно, чем смотреть фильм!

РЕЖИССЕР  МУЖЖУХИН — КОМАНДУЕТ ИСПОЛНИТЕЛЮ — «А ТЫ ПОДОЙДЁШЬ К ОТЦУ — И  ПРОВЕРИШЬ — ПЬЯН ЛИ ОН И НАСКОЛЬКО ОН ПЬЯН!»

Владимир Коренев: Я не знаю как надо делать искусство для молодежи.

Есть два великих режиссёра — Феллини и Тарковский. Я, как патриот, должен бы больше любить  Тарковского, но люблю Феллини, потому что Тарковский загоняет меня в депрессию, а могучий итальянец вытаскивает из нее. Это вот как ты относишься к работе — с чем ты выходишь к людям.

И чем талантливее Тарковский, тем страшнее он это делает со мной. А он очень талантлив!

И тут очень важно знать, чем ты занимаешься. Это позиция. Задача в том, мне кажется, чтобы гуманизировать  любое произведение. Театр, например, старше христианства на тысячу лет и он ничего плохого не сделал. Напротив, предуготовил наше общество к восприятию гуманистических идей. В том числе и христианства. Кстати, быть может, именно благодаря театру, христианство с трудом, но все-таки вошло в нашу жизнь.

«ВНИМАНИЕ!» МЫ ЗАМИРАЕМ. Пауза…

МУЖЖУХИН КРИЧИТ СЛОВА забытые актером: «ЛЁШ, ТЫ ТОЧНО ЗАВТРА ПОЕДЕШЬ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ЗАРИНЕ ОБЕЩАЛ!»

Владимир Коренев: «ИХТИАНДРА» мы снимали снимали в бухте Ласпи под Севастополем с подводным интересным миром. Я благодарен фильму — меня плавать научили. Мы полгода просидели в бассейне — готовились.

Сейчас уже я, конечно, редко плаваю.

В фильме у меня был дублёр — Толя Иванов. Снимали так: надо было сделать большой проплыв — метров сто. Вот скала (Актер показывает на блюдце — прим.Г.П.) Я лежу за скалой с аквалангом . Камера берёт моего дублёра. Он доплывает до скалы. И я плыву. То есть мы плывем сто метров, а в кадре получается — бесконечно! Такой «обман»…

АССИСТЕНТ: УВАЖАЕМЫЕ, ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯЮ ВАМ: ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ МЫ НЕ РАЗГОВАРИВАЕМ! В ГОЛОС НЕ ОБЩАЕМСЯ!

Коренев (как школьник объясняет) : Мы общаемся, но не в голос. Видите что с нами делают!

Кто еще претендовал на роль Ихтиандра?

Мне неудобно об этом говорить.

МУЖЖУХИН — НАМ: «ТЕПЕРЬ ПИШЕМ ЗВУКОВОЙ ДУБЛЬ, КОТОРЫЙ ПОТОМ БУДЕТ ПОДКЛАДЫВАТЬСЯ. А ПОСЛЕ — ИМИТАЦИЮ БЕЗ ЗВУКА — ЕГО ЖЕ. МЫ ПЬЕМ ЧАЙ, ПЕРЕДАЕМ ДРУГ ДРУГУ КУСОЧКИ ПИРОГА. МОТОР!»

Уже вернувшись в теплую квартиру я прошла статью о Кореневе на сайте «Люди» и там был забавный момент — она из поклонниц сфотографировалась обнаженной, разрезала снимок на 10 кусочков и потчевала актерами частями тела, присылая их в конвертах. Всего он получил десять писем.

За оригинальность Коренев послал воздыхательнице свое фото. Целое. Но с автографом.

Хорошо что у меня осталась фотография — мы стоим вместе. В пледах.

Галина Пилипенко

Фото здесь: Съемки фильма в Ростове-на-Дону.

Опубликовано: 161.ru

Сергей Битюцкий 22 октября  2013 года в день  съёмок  записал видео фрагмент беседы с актёром Владимиром Кореневым, за что ему огромное спасибо!

А это мной записанный фрагментик.