Премьеры: Выход через сувенирную лавку и Робин Гуд

После майских праздников в прокат выходят две картины о подпольной жизни: комедийный документальный фильм о ценностях и глупостях стрит-арт культуры и неожиданная интерпретация британской легенды о благородном лучнике.

Выход через сувенирную лавку

Один из самых интересных документальных фильмов этого года снял Бэнкси. Если, кто-то вдруг жил в отрыве от цивилизации последнее десятилетие – это псевдоним скандально известного английского художника граффити, который в течение нулевых превратил стрит-арт из нелегального времяпрепровождения в однин из самых дорогих видов современного искусства. Видимо в какой-то момент Бэнкси стало тесно в рамках выбранного жанра, и с присущим ему анархистским духом он решил пробраться на территорию кино.

 

 

«Выход через сувенирную лавку» начинается как история добродушного француза Тьерри Гетта, который проводил свою жизнь в бесполезных занятиях, пока в его руки не попала видеокамера. Он освоил несложную технику и принялся снимать все подряд, объясняя свою безудержную страсть детскими травмами. В один прекрасный момент в его объектив попал стрит-арт художник Space Invader и Терри Решил, что самое лучше, что он может сделать в своей жизни – это тусоваться с отчаянными ребятами. После Space Invader’a  он познакомился с Фейри Шепардом, который нарисовал знаменитый плакат Барака Обамы, а потом встретил и Бэнкси. Тот предложил ему смонтировать фильм о стрит-арт культуре, благо материала у Терри было на несколько сотен часов. Фильм вышел отвратительным, и Бэнкси решил сделать его сам.

 

 

 

Первые пятнадцать минут «Выхода через сувенирную лавку» похожи скорее на  похождения веселого француза с видеокамерой. И даже комедийный тон картины вводит в некоторое заблуждение – непонятно при чем тут стрит-арт и где же сам Бэнкси. Но к середине фильма от экрана уже невозможно оторваться, то ли потому, что видишь уникальные кадры работы знаменитых художников, то ли потому, что жутко интересно, чем все это закончится. После погружения в адреналиновый мир стрит-арта Бэнкси переводит основное внимание фильма к проблеме современного искусства и неочевидным образом показывает всю его бессмысленность. Рассказать о картине лучше, чем Бэнкси невозможно. На премьере фильма в Санденсе художник объяснил собравшимся, что к чему:

«Дамы и господа, и пресса. Сделать кино, которое отображает мощь и изобразительную  силу искусства, невероятно трудно. Так что, мы и не пытались. Вместо этого, мы сделали обыденную историю о жизни, жажде и бессмысленном вандализме.  Все, что вы увидите в фильме, чистая правда, особенно в тех местах, где все мы врем. Спасибо что пришли, не рассказывайте о концовке в твиттере. И, пожалуйста, не пытайтесь повторить увиденное дома, подождите, пока не окажетесь на работе»

 

Русскую версию фильма озвучивают «Копы в Огне»: Яблонски читает закадровый текст, а Джигурдамарис говорит за Бэнкси. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у фильма рейтинг 96 %, и с момента выхода картины в мировой прокат ничего, кроме похвал от критиков у «Выхода через сувенирную лавку», нет.

Робин Гуд

Британская легенда о благородном Робине в капюшоне и с луком, который грабил богатых и отдавал добытое бедным, знает множество интерпретаций: бесконечные баллады, приключенческие рассказы, мультфильмы и полнометражные ленты. Но никогда история Робина Локсли не была так далека от оригинала, как в новом фильме Ридли Скотта, который обошелся практически без краж, шерифа из Ноттингема  и Шербургского леса, а снял картину о Великой хартии вольности и свободолюбивом духе англичан.

 

 

Войско короля Ричарда Львиное сердце возвращается на родину после изнуряющего крестового похода. На пути англичан осталась последняя французская крепость, при осаде которой и погибает легендарный король. Лучник Лонгстрайд в исполнении Кроу решает дезертировать с верными товарищами и по дороге натыкается на разбитый конвой английских рыцарей, которые возвращали королевскую корону домой. Один из них – полуживой Робин Локсли, который перед тем, как испустить дух, отдает свой меч Лонгстрайду и завещает вернуть фамильную реликвию отцу в  Ноттингем. Прихватив оружие и атрибут власти, компания отправляется в Лондон, а потом и в имение к почившему Робину, где престарелый отец и одинокая вдова сделают из Лонгстрайда погибшего дворянина, чтобы хозяйство не пришло в упадок. И пока герой Кроу засевает поля монастырской пшеницей, французы пытаются напасть на обескровленную Англию и посадить на трон своего короля. Именно в этом момент в Лонгстрайде просыпается Робин Гуд, который должен спасти не только Ноттингем, но и всю Англию.

 

 

В новой картине Ридли Скотта история благородного лучника каким-то странным образом превратилась в фильм о противостоянии Англии и Франции, а Робин Гуд стал сыном каменщика на досуге написавшего Великую хартию вольностей.  Весь сок партизанской борьбы Шервудских разбойников перетек в монументальные батальные сцены, прелесть  которых и неоспорима, но весьма удивительна в контексте Робина Гуда. Мир средневековой Англии и многочисленные сражения у Ридли Скотта выходят на ура  — в отдельности они смотрятся прекрасно и будут по нраву любителям эпических баталий. Но в общей солянке дворцовых интриг, французов, Ноттингема и борьбы за власть жирными мазками проглядывается пафосная интерпретация английской истории, к который прекрасно подошла бы любая другая присказка, но не Робин Гуд.

 

«Я никогда не любил зеленое трико и все эти перья. По-моему мнению они не работали. В детстве мне казалось, что Робин Гуд должен быть совсем другим. Фильм с Кевином Костнером был забавным, но он был выдуманным персонажем. В этой картине мы хотели сделать реального Робина. В общем-то я верю, что Робин Гуд существовал. О нем, столько информации, легенд, что он не мог быть мифом. Так же как и король Артур, он точно был реальным. Не бывает дыма без огня».

 

Пока Ридли Скотт раздувает из легенды о Робине Гуде пожарище национального масштаба, международная премьера его фильма состоится на открытии 63 Каннского фестиваля. Понравится ли зрителям необычная интерпретация старинной легенды, станет ясно по сборам картины.

 

 

 

Где правда, а где ложь в мире современного искусства, и чем закончится противостояние Робина Гуда с Францией, российский зритель сможет узнать с 13 мая 2010 года в кинотеатрах.