Коллекция секунд

Выставка фотографии и видеоарта «Коллекция секунд» в Таганроге, Петровская ул., 89

Начало: 14 фев. Окончание: 12 марта в 18:00

В 1925 году Сигизмунд Кржижановский написал эссе «Коллекция секунд», которое открывается такой метафорической параллелью: «Бабочек ловят в сачок; вынув из сачка, кропят эфиром; затем на булавку и, распластав, под стекло. Секунды ловят в фотографическую камеру; из камеры в ванночку с закрепителем; затем, распластав на картоне, кнопками под стекло».

В следующем абзаце Кржижановский делится ценным для историков наблюдением, что к 1925 году секунды стали очень уж увертливы, потому что настоящее, в котором одновременно существует и секунда и фотограф, нажимающий на кнопку камеры, стало слишком коротким. Это следует понимать так: «настоящее, этот атом времени, неделимый в сознании», способен длиться в нашем восприятии, становиться то короче, то длиннее, от долей секунды до нескольких секунд. И «чем стремительнее течет, меняя восприятие на восприятие, поток данного сознания, тем короче его настоящее».

Первую революцию в фотографии, (и подспудно не только в ней), почти сразу после изобретения оной, устроил Уильям Тальбот, родившийся 210 лет назад. Именно он изобрел калотипию (греч. : красивый отпечаток), способ печати снимка с негатива. Если идти от поэтического образа бабочки, то негатив можно назвать гусеницей, которая, после алхимического окукливания в реактивах, способна дать огромное, если не бесконечное, количество одинаковых чешуекрылых отпечатков. Настоящее, отловленное фотографом, и превращённое в карточку, теперь могло находиться в нескольких местах одновременно, но являясь при этом не копией с некоего подлинника, а самим подлинником, распыленным в пространстве и времени.

Не сделай Тальбот своего открытия, мы жили бы в другом мире – мире Даггера и даггеротипов, где каждое отражение реальности на фотографии неповторимо, как и сама реальность.

С какого-то момента, к сожалению, никем не зафиксированного, фотографы начали получать жалобы от клиентов. Дескать, слишком долго нужно сидеть перед объективом, нет времени … Так назрела вторая революция. Появились лёгкие камеры, которые были способны ухватить ту жизнь, о которой Кржижановский на исходе первой четверти прошлого века говорил как о кружащей «роями секунд», состоящей из «мельков и бликов». Вместе с этими аппаратами родилась репортажная фотография, а после её появления настоящее стало ещё короче…

Что бы теперь написал Кржижановский о цифровых камерах? На наших глазах исчезла алхимия проявки и печати; сам негатив – фотопленка — чаще встречается на свалках, чем в магазинах. Уже не только модель, но и сам фотограф не в силах ждать и просматривает свежие фотографии прямо на дисплее камеры, минуя мучительную темноту ванных комнат и красный свет лабораторий. Правда, есть ещё и те, кто продолжает снимать на плёнку и даже печатать снимки вручную, и тот, у кого есть на это время – богатый человек.

Мог ли представить себе писатель в начале 20в., что в начале века 21 го фотографы будут имитировать дефекты пленки, царапины, зернистость и неравномерность эмульсии на своих снимках, что их секунды будут мимикрировать под секунды тех, кто жил ещё в эру негативов, да ещё и под секунды выбракованные?

Все это признаки ностальгии по долгому настоящему .

Вероятно, скоро фотография настолько ускорится, что снимок младенца будет появляться до того, как этот младенец родился. Будем почаще заглядывать в ленту новостей…

А ныне наберемся терпения и внимательно разглядим каждую из секунд в нашей скромной коллекции…

Михаил Басов,организатор

Список участников:

Наталья Басова

Роман Богданов

Андрей Крашеница

Александр Кунда

Егор Марченко

Андрей Никитин

Ксения Фесенко

Алексей Яковлев

В программе также видеоинсталляция Михаила Басова «Электронная клепсидра»